Кружок рассчитан на 10 занятий. Возможно проведение кружка в любой период обучения в 5 классе, так как материал кружковых занятий не связан с программным материалом. С нашей точки зрения целесообразно проводить данный кружок во втором полугодии, а в первом полугодии можно организовать кружок, содержащий задания более высокого уровня сложности, но по тематике соответствующие программному материалу, а также задачи логического характера. Учащиеся должны усвоить систему работы на кружке, так как этот вид работы для них является новым. Во втором же полугодии можно переходить на новый уровень обучения, именно здесь и возможно проведение кружка, программа которого представлена в данной разработке.
Проблемное обучение направлено, прежде всего, на развитие творческих способностей школьников, умение нестандартно мыслить в различных ситуациях и при решение различных задач. Для того, чтобы организовать кружковые занятия с учетом способностей и возможностей каждого ученика, определить насколько нестандартно может мыслить каждый из учащихся, посещающих кружок, целесообразно на первых двух занятиях определить уровень творческих способностей каждого ученика. Итоги проведенного тестирования помогут понять, кому следует уделить больше времени и, может быть, задать какой-либо наводящий вопрос. Поэтому первые два занятия кружка проводятся для оценки уровня творческого мышления учащихся, необходимой при обучении с применением проблемного метода.
Для определения уровня творческого мышления предлагается использовать тест, разработанный в 1966 году Е.П. Торренсом, наиболее известные тесты определения уровня творческого мышления. В своих тестах он обратил основное внимание на сам процесс творческого мышления. Предполагается использовать адаптированный тест, прошедший апробацию среди американцев и россиян. Показатели по всем частям текста определяются следующими факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:
· "беглость" - способность продуцировать большое количество идей;
· "гибкость" - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
· "оригинальность" - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
· "разработанность" - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Все тесты сгруппированы в три батареи: вербальную, образную и звуковую. Мы остановим свое внимание на первой. Первая батарея поможет определить уровень словесного творческого мышления. Тесты в основном предназначены для использования в дошкольном и школьном возрасте.
Тест Е.П. Торренса на вербальное творческое мышление предназначен для диагностики у детей таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предложения.
Надежность тестов очень велика – от 0,7 до 0,9.
Вербальная батарея состоит из семи субтестов:
1. "Вопросы": требуется придумать как можно больше вопросов о происходящем на картинке.
2. "Причины": требуется придумать как можно больше причин, вызвавших события, происходящие на картинке.
3. "Следствия": требуется придумать как можно больше следствий, вытекающих из происходящего на картинке.
4. "Улучшение предмета": требуется придумать как можно больше способов улучшения игрушечного слона.
5. "Необычное использование": требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок.
6. "Необычные вопросы": требуется придумать как можно больше необычных вопросов о картонных коробках.
7. "Невероятная ситуация": требуется придумать как можно больше последствий заданной невероятной ситуации.
Для проведения вербальной батареи необходимо 45 минут, без учета времени на инструкции. Более подробное описание дается в Приложении 2.
В связи с этим, целесообразно вербальную батарею тестов провести на первом занятии математического кружка.
Это тестирование не совсем соответствует предмету математики, но для определения уровня творческих способностей вообще, у детей школьного и дошкольного возраста, оно является самым распространенным и достоверным. Задачи со спичками, помогающие в развитии пространственного мышления и осуществлении целенаправленного поиска решения, предполагается включить в материал следующих двух занятий.
Развить логическое мышление и умение делать выводы целесообразно, в частности при решении математических ребусов. Поэтому занятие №4 возможно провести по этой теме. Решение задач с применением совершенно нового для учащихся метода можно осуществить на следующем занятии по новой для учащихся теме "Пересечение множеств". Предполагается обучение новому для учащихся методу решения задач, с использованием кругов Эйлера.
Это интересно
Проблема агрессивности и её представления в психолого-педагогических исследованиях.
Виды агрессивности в детском возрасте
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемые в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». Психологи обычно говорят об ...
Специфические нарушения чтения младших школьников
До настоящего времени для обозначения нарушений чтения не найдено единого термина. Анализ литературы показал, что традиционно выделяют две основные группы нарушений чтения - первичные и вторичные дислексии. Первичные дислексии выявляются при клинических исследованиях. Они возникают вследствие орган ...
Функции проверки и оценки знаний
С того момента в истории школы, когда был осуществлен переход на строгий индивидуальный учет знаний и появились первые серьезные научные работы по этой проблеме, установилось, что проверка и оценка знаний выполняют три основных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. В последнее время в ...