VI этап. Итоги урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами занимались решением задач со спичками. Выполнили несколько заданий со спичками. Мы не смогли решить две задачи, так как не знаем, как изображается ромб и римскую нумерацию. К следующему занятию вам необходимо знать изображение ромба, также римскую нумерацию и правила записи римских чисел. (Одному из учащихся необходимо задать сделать доклад по римской нумерации и правилам записи римских чисел).
Занятие №4.
Тема: Задачи со спичками.
Цели: формировать умение осуществлять целенаправленный поиск решения задач в ходе решения задач со спичками.
II этап. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом занятии мы не смогли выполнить (два) задание(я). На дом вам было задано разобраться с римской нумерацией.
Доклад одного из учащихся на 5-7 минут по римской нумерации.
Необходимо записать на доске и в тетрадях следующую таблицу
Римские цифры |
Арабские цифры |
I |
1 |
V |
5 |
X |
10 |
L |
50 |
C |
100 |
D |
500 |
M |
1000 |
Учитель: Теперь мы знаем обозначения римских цифр и правила записи, значит, мы можем выполнить задание, не получившееся на прошлом уроке.
Постановка проблемы
Задание №1. На одной из старых улиц Москвы стоят два дома, на фасаде которых обозначена дата их постройки: а) MDCCCCV; б) MDCCCLXXXXIX. В каком году построен каждый дом? Упростите запись года, учитывая, что в римской записи чисел четыре одинаковые цифры подряд не пишут.
Ученик: Дома построены в: а) 1905 году, б) 1899 году. Учитывая правила записи римских чисел, получатся следующие числа: а) MCMV; б) MDCCCXCIX.
Задание №2. Используя римскую систему записи чисел, запишите год своего рождения.
Учитель: Следующие задания тоже будут по римской нумерации, но уже с использованием спичек.
III этап.
Задание №3. Из спичек сложили шесть неверных равенств. Переложите в каждом равенстве по одной спичке так, чтобы равенства стали верными.
Задание №4. На столе лежит 9 спичек. Расположите их так, чтобы в каждом горизонтальном ряду было:
а) по 4;
б) по 6.
Учитель: мы рассмотрели фигуры, которые изображали числа в римской нумерации.
IV этап.
Постановка проблемы
Задание №9. 16 спичками изображают крепость и окружающий ее ров, наполненный водой. Как при помощи двух шестов (спичек), длина которых как раз ровняется ширине рва, пробраться в крепость?
Перевод на язык математики
Ученик: Нужно выложить с помощью спичек модель крепости и рва и так расположить две спички, чтобы по ним можно было "пройти" с берега в крепость.
Решение
Учитель: Каким же образом это можно осуществить, ведь каждый шест имеет такую же длину, какова и ширина рва?
Ученик: Нужно каким-то образом сложить два шеста.
Учитель: Что значит "сложить"? Связать? Но у нас нет веревки и каких-либо других приспособлений.
Ученик: Тогда нужно так их совместить, чтобы они держались без каких-либо приспособлений. Например, положить один на другой.
Учитель: В каком месте это возможно осуществить? Посмотрите внимательно на рисунок.
Ученик: В углах.
Учитель: Какое же должно быть расположение шестов, чтобы они не упали в воду?
Ученик: Здесь ров шире, чем везде, следовательно, не получится положить шест от одного берега до другого. Значит нужно положить шесты следующим образом:
Учитель: Правильно. Это единственное возможное расположение шестов для перехода на другой берег?
Ученик: Да
Учитель: А теперь самостоятельно потренируйтесь в выполнении задач на перекладывание спичек.
Задание №5. Спичечный рак ползет вверх. Переложите две спички так, чтобы он полз вниз.
Задание №6. Из спичек построен дом. Переложите две спички, чтобы дом повернулся другой стороной.
Задание №7. Этот греческий храм построен из одиннадцати спичек. Переложите четыре спички так, чтобы получилось пятнадцать квадратов.
Задание №8. Переложите три спички так, чтобы рыбка поплыла в противоположную сторону.
Это интересно
Психофизиологическая структура процесса чтения
В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.A.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...
Обобщение как источник новых математических задач
Обобщения при обучении решению математических задач могут способствовать возникновению новых задач. Новые задачи могут появиться как при исследовании конкретной задачи и ее решения, так и при исследовании обобщенной задачи и ее решения. К возникновению новой обобщенной задачи могут привести индукти ...
Педагогическое творчество как ведущая
характеристика творческой личности учителя
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее "проблемой века". Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество трактуется как со ...