Рассмотрим мотивы выбора профессии в контрольной группе.
На основании полученных результатов необходимо отметить, что большинство выпускников контрольной группы при выборе профессии исходят из внешних мотивов, положительных, затем – отрицательных. И только затем следуют внутренние индивидуально и социально-значимые мотивы.
Таким образом, подростки, не проходившие программу, характеризуются преобладание внешних мотивов при выборе профессии, это может привести к тому, что подросток выберет профессию, не соответствующую его способностям, склонностям и интересам.
В контрольной группе были получены следующие данные: 75% не определились с выбором, и только 25% ответили, что примерно знают в какой сфере хотели бы в дальнейшем работать.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы
Полученные данные проанализированы с помощью критерия Стьюдента. Данные обрабатывались в программе SPSS. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы
Показатель |
t-Стьюдента |
p-значимость |
личностный тип направленности |
-2,640 |
010 |
деловой тип направленности |
-3,433 |
001 |
коллективистский тип направленности |
5,058 |
000 |
Мотивация достижения успеха |
-2,631 |
010 |
Внутренние мотивы при выборе профессии |
-2,870 |
004 |
Уровень значимости (р) оценивается <0,01 и <0,05. В случае p<0,01 обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости, при p<0,05 получены статистически значимые результаты.
Как следует из таблицы 7, статистически значимые различия между показателями в группе выпускников, прошедших программу, и не проходивших данной программы, получены по следующим шкалам:
Личностный тип направленности сильнее выражен у выпускников, прошедших программу (р<0,01)
Деловой тип направленности сильнее выражен у выпускников, прошедших программу (р<0,01).
Коллективистский тип направленности сильнее выражена у выпускников, не проходивших программу (р<0,01).
Мотивация достижения успеха сильнее выражена у выпускников, прошедших программу (р<0,01).
Внутренние мотивы при выборе профессии сильнее выражены у выпускников, прошедших программу (р<0,01).
Результаты диагностики и сравнительного анализа данных исследования показывают, что у выпускников, прошедших программу профессионального самоопределения в большей степени выражены профессиональные интересы и представления о будущей профессии, преобладает мотивация достижения успеха, они характеризуются преобладание внутренних мотивов при выборе профессии. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Полученные результаты позволяет подтвердить гипотезу. Таким образом, можно говорить об эффективности программы для формирования профессионального самоопределения выпускников ССУЗов.
Это интересно
Особенности гигиенического воспитания младших
школьников
Сегодняшняя жизнь показывает, что гигиеническое воспитание ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники неопрятны и не здоровы. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодуш ...
Управление и его функции
Если обратиться к словарю В.И. Даля, то можно выяснить, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно». Изучая современную литерат ...
Использование электронных средств обучения
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся. Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО: • класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляе ...