Методика Смекала – Кучера
Направленность личности выпускников определялась с помощью методики Смекала-Кучера. Напомним, что направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, является важной характеристикой личности. С помощью данной методики определяется три тип направленности:
«На себя» – личностная направленность
«На взаимоотношения» – коллективистская направленность
«На задание» – деловая направленность
Наиболее распространенный тип направленности среди испытуемых контрольной группы – коллективистская, реже встречается – деловая направленность и реже всего встречается – личностная. Таким образом для выпускников данной группы большее значение имеют взаимоотношения, можно предположить, что при выборе профессии подростки будут руководствоваться мнением большинства, соображениями престижа, нежели собственными профессиональными интересами и способностями.
Определение типа будущей профессии
Что касается типа будущей профессии, то результаты расположились следующим образом:
Человек – человек . Все профессии связанные с обслуживанием людей, с общением.
Человек – знаковая система. Все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
Человек – природа. Все профессии, связанные растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
Человек – художественный образ. Все творческие специальности.
По следующим двум типам были получены одинаковые результаты. Человек – техника. Все технические профессии.
Как следует из результатов данной методики, в данной группе четко не выражены профессиональные представления подростков, у многих предпочтения нескольких типов профессий одновременно.
Методика Голланда
По методике Голланда были получены следующие результаты.
Наиболее высокий средний балл получен по шкале – социальный тип.
Интеллектуальный тип.
Артистический тип
Конвенциональный тип.
Предприимчивый тип .
Реалистический тип.
Как следует из результатов данной методики, в данной группе четко не выражены профессиональные представления выпускников, у многих преобладают одновременно не сколько типов профессий, что говорит о несформированности профессиональных интересов и склонностей.
Результаты диагностики мотивация достижения успеха представлены в таблице 5 и 6.
Таблица 5. Мотивация достижения успеха
показатель |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Мотивация достижения успеха / избегания неудач |
116,15 |
51,80 |
Среди выпускников, не проходивших программу, доминирует мотивация достижения успеха у 25% и мотивация избегания неудач у 75%.
Таблица 6. Мотивация достижения успеха и избегания неудач
Показатель направленности |
Мотивация достижения успеха |
Мотивация избегания неудач |
Степень выраженности (%) |
25 |
75 |
У выпускников контрольной группы преобладает мотивация избегания неудач, что может негативно сказаться при выборе профессии. Они могут пойти по пути «наименьшего сопротивления» поступить в тот ВУЗ, в который проще поступить, выбирать факультет с точки зрения лояльности требования к обучению, или найти работу, на которую проще устроиться – не с целью реализовать свой интересы и склонности, а с целью – избежать ситуации неудачи, например, провала при сдаче экзаменов.
Это интересно
Приемы повышения лексического запаса учащихся 8 классов
В нашем исследовании мы предлагаем методику формирования умений по расширению активного словаря студентов на основе разнообразных опор. Прежде всего, мы проанализировали имеющиеся пособия по домашнему чтению с точки зрения их возможностей в расширении активного словаря и пришли к выводу, что, несмо ...
Общая характеристика дошкольного возраста
Обычно выделяют младший (3 – 4 года), средний (4 – 5 лет) и старший (5 – 7 лет) дошкольный возраст. В период младшего дошкольного возраста происходит активный рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и ...
Теоретические основы формирования творческих навыков будущего учителя
английского языка в процессе внеклассной работы в образовательном учреждении
Уже в самом начале необходимо отметить большое количество и многоплановость определений понятия "творчество". И это понятно, так как творчество – явление многогранное. Его загадочность в его непредсказуемости, в возможности творческой личности открывать самого себя. Попытки найти механизм ...