Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности.
Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах — районных, городских, областных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах занимательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литературы и кинофильмов.
Профессиональные интересы школьников можно разделить на две основные группы:
- непосредственные интересы, возникающие на основе привлекательности содержания и процессов конкретной деятельности;
- косвенные интересы, обусловленные некоторыми организационными, социальными и другими характеристиками профессии.
Непосредственные профессиональные интересы включают:
• профессионально-специфический интерес - интерес к предметам, на процессы труда, характеризующие ее основные функции, а также к результатам, выраженных в созданных продуктах, предоставляемых услугах и т. п.
• общепрофессиональных интерес возникает на основе привлекательности наиболее общих свойств профессии, с которыми школьник имеет возможность ознакомиться в повседневной жизни.
• романтический интерес базируется на представлении о необычности данной профессии.
• ситуативный интерес формируется на основе случайных, нетипичных для данной профессии признаков и объясняется узостью профессионального кругозора ученика.
Опосредованные профессиональные интересы включают:
• профессионально-познавательный интерес базируется на стремлении к познанию определенных естественных, технических, гуманитарных и иных процессов и явлений.
• интерес к самовоспитанию проявляется в стремлении к духовному обогащению и формирование субъективно ценных качеств личности.
• престижный интерес - выбор профессии обусловлен перспективами профессионального роста, эта профессия обеспечивает, престижности профессии в обществе.
• интерес сопутствующих возможностей отражает стремление молодого человека удовлетворить с помощью выбранной профессии определенные духовные и жизненно-бытовые запросы и потребности (стремление к общению с людьми, потребность в материальном обеспечении и т.п.).
• неопределенный интерес - в его основе лежат неопределенный эмоциональный влечение к определенной профессии.
2) Обязанность
Мотивом общественного долга в выборе профессии является осознание учеником реальной общественной пользы от своего участия в данной сфере деятельности, переживание личной ответственности за успешную работу, готовность к преодолению возможных моральных и физических трудностей.
Это интересно
Тестирование как специфическая форма
контроля
В современном преподавании иностранного языка процесс обучения без тестирования немыслим, оно является все шире применяемым методом контроля в силу преимуществ, которые будут описаны ниже. Тестирование – «это специально разработанная и научно оптимизированная аттестационная процедура, позволяющая м ...
Одаренность, одаренный ребенок: сущность, структура, особенности
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественное своеобразное со ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня
развития свойств внимания и характеристик тревожности
Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности. Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью. Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых ...