Акцент на профилактике школьной дезадаптации как ведущим направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в практику работы школьных учреждений, системы диагностирования начавших учиться первоклассников.
Следует обратить внимание на то, не нарушены ли познавательные процессы, проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
Профессиональное внимание к детям, оценка динамики развития в конкретных условиях обучения и воспитания должны быть частью деятельности педагога-психолога.
Целью исследования является проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной адаптации в городской и сельских школах.
Для реализации цели выделяются следующие задачи:
осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации;
выделение сфер анализа школьной дезадаптации;
формирование методик, позволяющих исследовать три сферы, которые связаны со школьной адаптацией: познавательной, коммуникативной, личностной;
проведение сравнительного анализа процесса школьной дезадаптации в сельской и городской школах.
В качестве гипотезы – процесс адаптации в городской и сельской школах не имеет существенных различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.
Объект: психологические особенности процесса адаптации к школе.
Предмет исследования: особенности познавательной, коммуникативной, личностной сфер, характеризующие процесс школьной адаптации.
В исследовании принимали участие: учащихся первых классов, общеобразовательная школа № 2 с. Нижнедевицк у УВК № 1 города Воронежа, в возрасте 7-8 лет. Всего было обследовано 40 детей, среди них мальчиков – 21, девочек – 19.
В работе была использована следующая батарея методик:
познавательная сфера – методика Д. Векслера (адаптированный вариант методики А.Ю. Онасюк);
коммуникативная сфера – социометрический опрос, методика ²Мой круг общения² (Т.Ю. Андрущенко);
Личностная сфера – методика изучения самооценки Дембо-Рубенштейн (модификация В.Г. Шур); исследование мотивационной готовности к школьному обучению (модифицированный вариант беседы Н.Г. Лусканова); проективные рисуночные методики: ²Что мне нравится в школе², ²Я в школе².
По материалам психологической диагностики при помощи методики ²исследование интеллекта у детей² (адаптация детского варианта методики Векслера) в двух группах, экспериментальной (сельской) и контрольной (городской), на первом году обучения, в максимально приближенных условиях проведения исследования, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:
Экспериментальная группа
вербальный интеллектуальный показатель – 110;
невербальный интеллектуальный показатель – 107;
общий интеллектуальный показатель – 120.
По результатам исследования видно, что у испытуемых средний уровень запаса знаний в различных сферах жизнедеятельности, что свидетельствует о достаточно хорошей осведомленности. Об этом можно судить по количеству набранных средних значений в субтесте № 1 ²Осведомленность². По номограмме оценок это значение относится к норме. Кроме этого, из учащихся данной группы в достаточной степени развито абстрактное мышление, смысловая ориентировка, на высоком уровне сформирована способность оценивать прошлый опыт, о чем говорит результат, полученный в субтесте № 2 ²Понятливаость².
Отличается высокая особенность концентрация произвольного внимания, достаточное для данного возраста овладение навыками арифметических операций, о чем свидетельствует показатель субтеста № 3 ²Арифметический².
Это интересно
Изучение уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и
фонематических представлений у младших школьников
Установлено, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время ...
Основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" (или "школьная неприспособленность) фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. При этом их описание нередко воспроизводит феноменологию, весьма схо ...
Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего э ...