Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития ребёнка. Периодизация, разработанная Д. Б. Элькониным. Понятия основных показателей возрастного развития: ведущий тип деятельности, психические и личностные новообразования, кризис, система значимых отношений. Краткая характеристика каждого возрастного периода (школьники) по основным показателям.
Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития ребенка.
Периодизация, разработанная Д. Б. Элькониным.
Периодизация деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом является проблемным полем психологии детства. Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» (19321934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие «возраст» учёный определяет через представление о социальной ситуации развития специфическое, неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л. С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий социальной ситуации развития и новообразования задаёт диалектический характер развития в онтогенезе.
Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.
В 1971г. в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Д. Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребёнок-общество", в которой Д. Б. Эльконин выделяет 2 подсистемы: "ребёнок общественный взрослый" и "ребёнок общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.
2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учётом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.
3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни эмоционально волевой сферы, интеллекта и поведения.
Понятия основных показателей возрастного развития: ведущий тип деятельности, психические и личностные новообразования, система значимых отношений.
По словам Д. Б. Эльконина, основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность.
Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
а) дошкольное детство (от рождения до 67 лет);
б) младший школьный возраст (от 7 до 1011 лет, с 1 го по 4 ый класс школы);
в) средний и старший школьный возраст (от 11 до 1617 лет, с 5 го по 11 ый класс школы).
Наметившиеся расхождения в позициях исследователей, обусловлены слабой теоретической проработкой проблемы кризисов, по которым можно судить, является ли то, или иное проявление психической активности, формой существования личностного новообразования, или мы имеем дело с новообразованием стабильного возраста, возникающим в процессе развития отдельных сторон психики и личности ребенка. Ориентация на «плохое» поведение детей, как основной критерий наступления кризисной фазы не является надежным показателем. Проблема кризисных этапов и центральных новообразований личности, складывающихся в эти периоды, остаётся в значительной мере открытой. Особую сложность в связи с резко меняющимися в последние годы условиями воспитания и обучения детей представляет собой кризис 7 лет.
Это интересно
Отечественный опыт педагогического творчества
В1999г была принята Федерально-региональная программа "Развитие системы образования на селе", а 17 декабря 2001г. появилось Постановление Правительства РФ № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Речь в этих документах и ...
Система самопроверки
1. Главное требование к системе самопроверки знаний (самоконтроля) заключается в том, что тестовых вопросов должно быть много. Много настолько, чтобы совокупность этих вопросов по своему содержанию охватывала весь материал учебника (естественно, тот фактический материал, который обучающийся должен ...
Общий подход к построению
методических рекомендаций
Представленные в данной работе методические разработки предназначены для учителей и преподавателей, которые хотят использовать новые технологии в учебном процессе. Ведь развитие общества в современных условиях характеризуется проникновением информационных технологий во все сферы человеческой деятел ...