В процессе исследования использовались группы методов:
теоретические: изучение научно-методической, учебной и психолого-педагогической, театральной литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование;
эмпирические: обобщение, сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, опросно-диагностические методы, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, изучение и обобщение опыта подготовки студентов вузов искусств и культуры к профессионально-педагогической деятельности, методы самооценки и экспертных оценок, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
статистические: ранжирование, методы математической и статистической обработки.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выдвинутых положений обеспечены четким определением проблемы, задач и предметной области исследования, применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объекта; опорой на фундаментальные положения театральной педагогики.
Исследование проводилось с 1997 г. по 2003 г. и условно может быть поделено на три этапа.
Первый этап (1997-1998 гг.) - поисково-теоретический. На основе теоретического анализа литературы определялись исходные параметры исследования, осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов.
Второй (1998-2001 гг.) - опытно-экпериментальный. На этом этапе разработана технология (отобраны содержание, формы и методы обучения). Уточнена система педагогических средств, способствующих формированию готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов. В данный период проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза и решались выдвинутые задачи.
Третий (2002-2003 гг.) - обобщающий. На этом этапе проведен анализ и систематизация результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные, сформулированы основные выводы и рекомендации, проведены подготовка и оформление рукописи диссертации и апробации полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена специфика профессионально-педагогической деятельности режиссера, уточнено понимание сущности готовности к такой деятельности, обоснована модель процесса формирования данного личностного образования в условиях обучения в институте искусств и культуры.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов. Раскрыты сущностные характеристики профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Описаны уровни сформированности данной готовности. Выявлена специфика средств формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссеров-педагогов. Результаты исследования могут служить теоретической основой для построения процесса формирования готовности к профессиональной-педагогической деятельности у режиссеров-педагогов в иных образовательных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная автором система подготовки будущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности позволяет перейти на более высокий уровень качества подготовки спеицалиста в высшей школе, разработаны содержание курса по выбору “Любительский театр" и комплекс диагностических процедур, способствующих продуктивному формированию готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов.
Это интересно
Проверка эффективности использования активных форм
обучения с целью развития познавательных интересов учащихся
Исследование уровня познавательного интереса учащихся 8-х классов, чему посвящен предыдущий параграф, позволило сделать вывод о более слабом уровне познавательного развития интереса в классе 8/1. В результате для организации наблюдений и проведения экспериментальной работы был выделен экспериментал ...
Становление психологической службы на современном этапе
Для освещения данного вопроса нам необходимо дать анализ понятия "психологической службы". Проанализируем несколько определений различных авторов, ученых занимающихся данной проблемой. Психологическая служба - это система практического использования психологии для решения комплексных зада ...
Анализ программного содержания по формированию эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста
Для определения направлений формирования эмоциональной сферы детей рассмотрим задачи программ: программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ты-мы» и программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Прогр ...