Наш анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, материалов конференций по проблемам подготовки студентов вузов искусств и культуры к профессионально-педагогической деятельности выявил, что профессионально-педагогическая деятельность режиссера-педагога до настоящего времени не являлась предметом специального педагогического исследования, не была уточнена сущность “готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера”. Отсутствуют и исследования, посвященные специфике данного феномена, а знания о педагогической деятельности режиссера рассредоточены в мемуарных и публицистических произведениях театральных режиссеров-педагогов, в методической характеристике природы деятельности, в методической литературе, отдельных статьях. Театральные режиссеры-педагоги в публицистических произведениях рассматривают различные направления педагогической деятельности режиссера, подчеркивают важность педагогического аспекта в работе режиссера (Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос и др.). Авторы делятся опытом личным и педагогической практики известных режиссеров-педагогов и режиссеров-постановщиков, дают методические рекомендации, исходя из личного опыта, раскрывают формы, способы и приемы работы с актером в различных ситуациях. Таким образом, несмотря на то, что окончательное оформление режиссуры как профессии произошло в последние десять лет 19 века и накоплен богатый опыт, серьезного теоретического осмысления в контексте специальной подготовки режиссеров-педагогов не проводилось.
Между тем в педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия (В.С. Ильин, В.Ф. Райский, С.А. Рубинштейн, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. “Профессиональную готовность” считают одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста (М.И. Дьяченко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). На результаты названных выше исследований опираются и О.А. Абдуллина, К.М. Дурай-Новакова, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и другие, рассматривающие проблемы готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности. Однако в этих работах проблемы подготовки в системе специального образования в направлении культуры и искусства не рассматриваются. Следовательно, специфика подготовки режиссера-педагога в научной литературе не осмыслена.
Таким образом, вышеназванные противоречия актуализируют проблему подготовки режиссера-педагога к профессионально-педагогической деятельности, обусловленную социальным заказом, недостаточностью теоретической и практической разработанностью исследуемой проблемы. Данные обстоятельства определили выбор темы нашего исследования: "Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов".
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в вузе.
Предмет исследования - формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов.
Цель исследования - разработка научных основ построения процесса формирования готовности у режиссера-педагога к профессионально-педагогической деятельности.
Гипотеза исследования состоит из ряда предположений о том, что процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будет более эффективным по сравнению с массовым опытом, если:
Это интересно
Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. ...
Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста
с нарушением интеллекта
Выявление и изучение форм агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта проводилось нами в форме эксперимента. В эксперименте участвовали учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида «Петровск - Забайкальская школа-интернат для слепых и слабовидящ ...
Слух
Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика. Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда вхо ...