Анализ научно-педагогической, психологической, театральной, мемуарной литературы, осуществленный нами методом сбора и систематизации “рассеянных знаний” (В.М. Монахов), позволил определить сущность профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Под профессионально-педагогической деятельностью понимается специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое режиссером-педагогом, обмен ценностями, побуждениями, смыслами и обеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста, творческого коллектива и зрителя.
Такое понимание сущности профессионально-педагогической деятельности, ее специфики позволило определиться в понимании готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов, под которой мы понимаем результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, аффилиации, профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. В состав содержательно-операционного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерского мастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером; методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основой рефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.
В качестве критериев готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность. Показателем для мотивационной готовности выступает профессионально-педагогическая направленность. Показателями содержательно-операционной готовности являются степень осведомленности об особенностях профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности, активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять профессионально-педагогическую деятельность режиссера-педагога. Показатели рефлексивной готовности - способность к рефлексии педагогической деятельности, к самоконтролю и профессиональная самооценка.
Схема 4. Готовность к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога.
Готовность к профессионально-педагогической деятельности режиссера
Мотивационный компонент |
Содержательно-операционный компонент |
Рефлексивный компонент | |
| |||
Мотив профессиональной ориентации |
Знание предметов психолого-педагогических циклов и способов его получения |
Навыки и умения в области режиссерского искусства |
Самопознание |
Мотив аффилиации |
Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства |
Навыки и умения в области актерского искусства |
Самоконтроль |
Познавательные мотивы | |||
Мотив достижения |
Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером |
Навыки и умения при организации работы режиссера с актером |
Самооценка |
Сверх-сверхзадача |
Знание методики преподавания театральных дисциплин |
Навыки педагогического руководства творческим процессом |
Это интересно
Обобщение как источник новых математических задач
Обобщения при обучении решению математических задач могут способствовать возникновению новых задач. Новые задачи могут появиться как при исследовании конкретной задачи и ее решения, так и при исследовании обобщенной задачи и ее решения. К возникновению новой обобщенной задачи могут привести индукти ...
Творческая личность учителя: понятие, сущность,
этапы становления
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в не ...
Психологические особенности подросткового возраста
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и ...