Анализ научно-педагогической, психологической, театральной, мемуарной литературы, осуществленный нами методом сбора и систематизации “рассеянных знаний” (В.М. Монахов), позволил определить сущность профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Под профессионально-педагогической деятельностью понимается специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое режиссером-педагогом, обмен ценностями, побуждениями, смыслами и обеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста, творческого коллектива и зрителя.
Такое понимание сущности профессионально-педагогической деятельности, ее специфики позволило определиться в понимании готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов, под которой мы понимаем результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, аффилиации, профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. В состав содержательно-операционного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерского мастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером; методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основой рефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.
В качестве критериев готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность. Показателем для мотивационной готовности выступает профессионально-педагогическая направленность. Показателями содержательно-операционной готовности являются степень осведомленности об особенностях профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности, активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять профессионально-педагогическую деятельность режиссера-педагога. Показатели рефлексивной готовности - способность к рефлексии педагогической деятельности, к самоконтролю и профессиональная самооценка.
Схема 4. Готовность к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога.
Готовность к профессионально-педагогической деятельности режиссера
компонент |
Содержательно-операционный компонент |
Рефлексивный компонент | |
| |||
профессиональной ориентации |
Знание предметов психолого-педагогических циклов и способов его получения |
Навыки и умения в области режиссерского искусства |
Самопознание |
Мотив аффилиации |
Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства |
области актерского искусства |
Самоконтроль |
мотивы | |||
Мотив достижения |
Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером |
Навыки и умения при организации работы режиссера с актером |
Самооценка |
|
Знание методики преподавания театральных дисциплин |
Навыки педагогического руководства творческим процессом |
Это интересно
Актуальные проблемы современного
специального образования
Современная система коррекционного образования в России представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы, специальных образовательных учреждений 8 типов, методический аппарат, обеспечивающий их деятельность, коллектив педагогов, воспитанников - лиц с недо ...
Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...
Современная духовная музыка. Жанры и представители
В наше время духовная музыка становится все более актуальной. Люди стали читать много духовной литературы, а значит, и развивать свой дух всеми возможными способами, в том числе и музыкой. Такой же интерес к духовной музыке стали проявлять и современные композиторы. Они пишут, как и авторскую духов ...