Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Время, затрачиваемое детьми на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит время, проводимое в школе. А.А. Журин отмечает, что информация из различных медиа-источников обладает рядом привлекательных для школьников свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания. Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают подлинный смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания, могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ.
В настоящее время перед современной школой встала настоятельная необходимость формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников. Стремительное развитие Интернета и других коммуникационных технологий вовлекает детей всех возрастов в активные процессы дистанционного общения. При этом бесчисленные молодежные форумы и чаты Интернета переполнены примерами безграмотных, агрессивных и зачастую бессмысленных высказываний участников. Стремительно растет уровень агрессии детей, связанный, в том числе, и с негативным влиянием медиа. Социальный педагог наряду с другими специалистами сферы образования и воспитания должен помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями.
Масс-медиа все чаще и чаще берут на себя обучающие, просветительские функции. Они превратились в своеобразную «параллельную школу» для учащихся, воздействуя как положительно, так и отрицательно. Вот почему медиаобразование сегодня востребовано как никогда.
В младшем школьном возрасте происходит формирование духовно-нравственных качеств личности детей. Современные масс-медиа не только дают определенную информацию, но и показывают варианты действий, которые ребенок может как отвергать, основываясь на своих моральных убеждениях, так и принимать их как легитимные с точки зрения морали. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки медиа-информации.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. Но медиа такие, какие они есть, и не в педагогической компетенции их изменить, однако, зная все особенности восприятия и возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, педагог должен использовать возможности современных масс-медиа в интересах детей.
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры младших школьников в условиях все более активного и агрессивного воздействия медиа на данную аудиторию, их серьёзного мировоззренческого влияния.
Актуализация проблемы медиакультуры младших школьников обуславливается, по мнению Д.И. Фельдштейна, таким обстоятельством как «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля. Итак, на смену игнорирования проблемы взаимодействия человечества и медиа пришло ее осознание, которое проявило себя в педагогике как медиаобразование, выступающее «за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)
Объектом работы является процесс развития медиакультуры младших школьников, предметом – программа занятий по развитию медиакультуры младших школьников.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать программу занятий по развитию медиакультуры младших школьников и экспериментально проверить ее результативность.
Гипотеза исследования: развитие медиакультуры младших школьников будет возможно, если:
изучена литература по теме исследования;
выявлены социально-педагогические проблемы, касающиеся особенностей культуры медиапользования младших школьников;
разработана программа занятий по развитию медиакультуры младших школьников;
экспериментально проверена результативность разработанной программы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить научные концепции по проблеме работы;
выявить социально-педагогические проблемы, касающиеся особенностей культуры медиапользования младших школьников;
разработать программу медиаобразовательных занятий, способствующих развитию медиакультуры младших школьников;
осуществить экспериментальную проверку результативности разработанной программы.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме дипломной работы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, анализ творческих работ учащихся.
Экспериментальной базой исследования являлось МОУ школа № 168 городского округа Самара среди учеников вторых и третьих классов (всего 40 детей).
Это интересно
Инфракрасная спектроскопия
Позволяет определять химические структуры и их изменения в полимерах и добавках за счет передачи информации или прямого отражения от поверхностей деталей, пленок, покрытий, ламинатов, помутнений и загрязнений поверхности. Ее также можно использовать для изучения остаточной ненасыщенности, сшивания, ...
Cистема Эльконина-Давыдова
Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, т ...
Методические рекомендации
по использованию дистанционных технологий на уроках информатики
В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа. На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов: 1. информационные Интернет-ресурсы, среди которых: - интерактивные (1 уровень интер ...