pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-педагогическая работа по развитию медиакультуры младших школьников » Особенности восприятия медиа-информации младшими школьниками

Особенности восприятия медиа-информации младшими школьниками

Страница 1

Проблема развития медиакультуры и медиаграмотность (умение анализировать и синтезировать информацию из различных источников, умение «читать» медиатекст) младшего школьного возраста становится весьма актуальной: именно в первые годы обучения в школе современные дети сталкиваются с большим информационным потоком, который требует от них умения ориентироваться, вычленять главное, оценивать и анализировать поступающую информацию. Это умение во многом зависит от того, насколько развиты у ребенка умения оценки, интерпретации и анализа поступающей информации. Необходимость решения проблемы полноценного развития медиаграмотности в младшем школьном возрасте обусловлена несколькими факторами. Во-первых, младший школьный возраст является чрезвычайно важным периодом для интеллектуального, физического и эмоционального развития ребенка. Во-вторых, современный ребенок к моменту поступления в школу имеет, как правило, довольно значительный аудиовизуальный опыт: активно общается с телевизионной, компьютерной, видео- и звукозаписывающей техникой, владеет навыками обращения с мобильной телефонией и т.д. По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. У большинства из них имеются достаточно стойкие медийные предпочтения: любимые фильмы и телевизионные программы, компьютерные игры, журналы и т.д. Однако когда перед ними встает задача выделить главную и второстепенную, истинную и ложную информацию, здесь и возникают основные трудности.

Большинство детей, приходящих в школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Все связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает его чувства, интерес, а не то, что важно само по себе.

Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей, больше предпочитают те медиа, информация которых носит наглядно-образный характер: кино, фотографии и пр. Но, следует обратить внимание и на то, что и текст может живописно «нарисовать» образ.

Использование мультимедийного сопровождения (компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей) на уроках позволяет поднять развитие наглядно-образного мышления у младших школьников на более высокий уровень. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних мыслительных действий ребенка. При этом урок приобретает эмоциональную окраску, привлекательную для маленьких учеников; благодаря этому повышается его эффективность и улучшается «моральный климат» в классе.

В последние годы растет популярность компьютерных игр. Такие игры очень динамичны, занимательны и доступны для детей. Кроме того, они обладают таким удивительным свойством как интерактивность. В ходе компьютерной игры юный игрок может сам изменять ее темп, степень трудности, место действия, выбирать понравившегося героя и т.д.: во время игры у ребенка создается впечатление некой всесильности: находясь в виртуальном мире, он является его хозяином, который в состоянии вершить и изменять судьбы героев. Подобная ситуация происходит и в интерактивных телевизионных играх. Проголосовав за любимого героя, юный зритель может изменить ход игры, оставить игрока продолжать дальше борьбу за призовое место и т.д.

Особенность детского восприятия состоит в воспроизведении в играх и в поведении увиденного ими в жизни. Иными словами, дети стараются подражать тому, что они видят вокруг себя. Играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет, современные школьники погружаются в особый, виртуальный мир. За необходимой информацией учащиеся и обращаются к виртуальным источникам (Интернету, компьютерным справочникам и энциклопедиям) едва ли ни чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям.

Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности. Он являются важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему. Компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов – все это вполне доступно для любого школьника. Компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и так знакомое практически каждому учащемуся «скачивание» рефератов.

Доступность практически любой информации, новизна, большие развлекательные возможности, приближенность виртуальной реальности к жизненным условиям по эмоциональности и эстетическим канонам и т.д. объясняет неизменную популярность компьютерного мира, и в особенности компьютерных игр.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области
Дополнительное вознаграждение за классное руководство Более 14 тысяч педагогов, осуществляющих функции классного руководителя, получают ежемесячное дополнительное вознаграждение Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется более 24 млн. р.; Сегодня учителя области, имея полный комплект (14 ...

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников
Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки. "Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил". Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтическ ...

Проектирование ЭУК
Этап проектирования, предусматривающий разработку структуры курса и сценариев работы с ним, включает четыре фазы: разработка модели темы, изучаемой в создаваемом ЭУК; разработка структуры курса; определение метаданных объектов обучения; разработка сценариев работы с ЭУК. Разработка модели темы, изу ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru