отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.
К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Возможные виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т.д.
Инструментальные импровизации зависят от того, к какой группе относится инструмент. Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического остинато» (ритмоформулы, повторяющейся в неизменном виде на протяжении всего произведения), свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. На инструментах со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др., дети могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений.
Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов, созданием эскизов костюмов для действующих лиц опер, балетов.
Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов. Поэтому в качестве импровизаций можно использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека, её наблюдающего) и пр.
Давая детям, задание нарисовать картину на тему программного музыкального сочинения, следует обратить их внимание на изображение характерных персонажей, поиск выразительности колорита, линий, штрихов рисунка.
Вокальные импровизации. В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у учащихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространённым приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации», - говорил Д.Б. Кабалевский. К вокальным импровизациям относят: пропевание имен (при этом, важно осознание учащимися метро-ритмической организации имени, как полного, так и краткого), музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию (например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением), свободное сочинение мелодии на заданный текст и др.
Это интересно
Применение методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности. При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Н. К. Крупская писала: « . методика органически ...
Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей
подросткового возраста
В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте, а также типологию агрессивного поведения современных подростков. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 к ...
Сущность, задачи, функции виды и формы педагогических советов
Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы. Педсовет создается в дошкольных учреждениях всех типов, независимо от вед ...