Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.
Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.
Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.
Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности, вытекающую из недостаточной укомплектованности сельских школ кадрами, в особенности молодыми специалистами.
Малочисленность учащихся порождает потребность сельской школы в различных образовательных программах. Чем более сельская школа удалена от города, тем меньшими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, тем слабее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, тем более затруднен доступ к новейшей информации и объектам культуры.
Сельская школа имеет более весомый общественный статус в социуме, чем городская. Она - носитель культуры, образованности, интеллигентности. Поэтому здесь педагогу легче состояться профессионально. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых - педагогическое творчество. Здесь всегда есть "звезды", те, у кого учатся, на кого равняются, кого все "от мала, до велика" знают.
И еще очень важно, что сельская школа решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности, иную философию жизни и культуру как альтернативу существующей вне ее.
Необходимость создания оптимальных стартовых условий для развития сельских детей ориентирует образовательную систему на обеспечение устойчивого развития сельской школы как социального института. Отсутствие в социальной инфраструктуре села других образовательных учреждений приводит к необходимости усиления подготовки будущих учителей сельских школ, к проведению дифференцированного обучения. Малочисленность классов в сельской школе постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь также вынуждает вести поиск возможностей ее осуществления, поскольку индивидуальный подход в обучении - это более тонкая категория, и осуществить ее труднее.
Это интересно
Психологические особенности средств зрительной
наглядности в обучении английскому языку
Если бросить ретроспективный взгляд на историю развития цивилизации, то нетрудно установить, что люди всегда прибегали к использованию вспомогательных средств для успеха обучения подрастающего поколения. Так, например, данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в очень далекие от на ...
Типология учебных игр
Анализ учебно-методической литературы по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, д ...
Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием ...