Уже в самом начале необходимо отметить большое количество и многоплановость определений понятия "творчество". И это понятно, так как творчество – явление многогранное. Его загадочность в его непредсказуемости, в возможности творческой личности открывать самого себя. Попытки найти механизмы творчества, понять его природу можно найти еще у древних греков, которые ввели понятие "поризм" – новая идея как непредвиденное следствие, промежуточный результат, возникший вне связи с целью данной конкретной познавательной деятельности. На Востоке это выразилось в легенде о принцах Серендипа, которые обладали счастливой способностью обнаруживать нечто ценное случайно, в поисках чего-либо другого.
И.В. Зязюн считает, что «под творческой личностью понимают личность, способную к творческо-инновационной деятельности, самосовершенствованию».
Главными компонентами творческой личности являются:
1) творческая направленность (мотивационная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно- и общественно-ценностные результаты);
2) творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность к применению их при выделении проблем и поиске путей их решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в той или иной сфере);
3) индивидуально-психологические особенности (волевые черты характера, самоорганизованность, критическая самооценка, волнующее переживание достигнутого успеха, восприятие себя как творца материальных и духовных ценностей, необходимых для других людей).
Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни считают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Утверждается, что без определенных задатков научить педагога его профессиональному творчеству невозможно. У него должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и своему делу, высокая моральная и эстетическая культура, искусное владение словом, особенная чуткость и внимательность к миру детских переживаний и чувств. Такие качества составляют ядро педагога-творца. Ядро и делает человека личностью и профессионалом.
С понятием "творчество" тесно связано понятие "креативности" (от лат. "творение") как универсальной творческой способности к продуктивной деятельности или совокупности индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Креативность определяется как совокупность умственных (дивергентное мышление, скорость, гибкость, оригинальность мышления, широта категоризации, чуткость к проблеме, умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воспроизводящие творческое восприятие, фантазию) качеств, которые способствуют проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности.
Феномен творчества рассматривается нами как один из факторов, который позволяет заглянуть в завтрашний день, преодолеть барьер неизвестного. В процессе обучения он выступает как дидактический фактор и фактор формирования гармоничной личности учащегося.
Практика педагогической работы должна концентрировать свое внимание на каждом отдельном учащемся, ставя задачу рассмотреть в нем творческие задатки, развить их и тем самым выполнить свою миссию перед обществом. В связи с этим возникает вопрос: где лучше всего человек развивает творческие способности: в семье, школе или во внешней среде? Считается, что это должно происходить на каждом из перечисленных этапов. Однако на практике дело обстоит по-другому. «37% шестилеток имеют высокий потенциал творческой активности, у семилетних респондентов этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выделяется только 2% творчески активных людей» (В.П. Козвонина). Эти цифры свидетельствуют о том, что современная массовая средняя школа в значительной мере снижает творческий потенциал личности, нивелирует ее. Среди причин достаточно распространенного явления отчуждения детей от школы нужно отметить подавление необходимости в творческой самореализации, что приводит к познавательной антипатии, пассивности учеников. В удовлетворении потребности в такой самореализации школьников и учителей видится главный путь гуманизации учебного процесса. Вот почему задача воспитания творческой, гармонично развитой личности должна стать доминирующей в концепции школы будущего.
Современная педагогика, а также методика преподавания, в том числе иностранных языков, опирается на тезис о том, что задатки творческих способностей есть у каждого нормального ребенка. Задача педагогов – раскрыть такие способности, развить их. Способности и навыки формируются постепенно в процессе активной деятельности, и огромное значение здесь имеет целенаправленная система гибких воздействий, учитывающих индивидуальные особенности детей и специфику их гармоничного развития.
Это интересно
Функции контроля
Понятие «функция» обычно означает «обязанность, круг деятельности» или «значение, назначение, роль» чего-либо [Ожегов]. Следовательно, функции контроля – это его назначение и роль, которую он играет в учебно-воспитательном процессе. Функции, которые выполняет контроль, воздействуют как на сам проце ...
Структура дидактической игры
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определённым ...
Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе
Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.). Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соот ...