У семи-, десятимесячных детей звукопроизношепие становится более точным. В нем ясно различимы отдельные слоги часто слышимых слов. Это лепет, в котором ребенок воспроизводит многократно целые цепи слогов. По данным Н.А. Менчинской, ее сын (7 мес.) за одно утро повторил: «бе» – 32 раза, «ве» – 14 раз и «ге» – 12 раз. Такие слоги являются как бы заготовками будущих слов, которые ребенок будет произносить позже. В процессе лепета младенец воспроизводит чаще всего ударный слог знакомого слова. Так, он говорит «ко» – молоко, «бок» – грибок, «ку» – кукла.
В конце первого года жизни подражание звукам происходит на другой основе. Если в 10–11 месяцев на предложение сказать «папа» или «мама» ребенок отвечает общим возбуждением и произношением любого звука «па» или «бэ», то к концу года это подражание становится более точным и принимает все более организованный характер. Ребенок слышит «да-да» и точно повторяет «да-да», слышит «да-да-да» и столько же раз воспроизводит эти слоги.
Дальнейшее развитие речи ребенка также обеспечивается слушанием и подражанием речи взрослых. Однако, воспроизводя отдельные слова, ребенок 2–5 лет часто резко искажает их фонетический образ, переставляя или пропуская отдельные звуки. Подобные ошибки встречаются нередко и у детей младшего школьного возраста, особенно часто их можно обнаружить в письме. Они свидетельствуют о недостаточно тонкой и четкой дифференциации ребенком слышимых и произносимых звуков.
Однако овладение языком не сводится к правильному произношению отдельных слов и даже словосочетаний. Каждое слово необходимо отнести к определенному предмету (действию, признаку, отношению), а как показывают наблюдения, ребенку второго года жизни эту задачу решить трудно. Наиболее трудно ребенку второго года жизни обобщать, т.е. обозначать одним словом однородные, но разные предметы.
У многих маленьких детей появляется так называемая автономная речь. По мнению некоторых представителей идеалистической психологии (Д. Элиасберг, Э. Клапаред, К. Бюлер), развитие речи совершается спонтанно. Неудовлетворенные имеющимся в родном языке словарем, двухлетние дети якобы создают свои собственные слова. Они понятны лишь нескольким близким ребенку людям.
Несостоятельность этой теории была доказана психологами (Ф.И. Фрадкина, Т.Е. Конникова, Г.Л. Розенгарт-Пупко). Их исследования убеждают в том, что единственным механизмом освоения детьми раннего возраста новых слов является подражание, хотя взрослому не всегда удается сразу определить образец, который ребенок пытается копировать. Поэтому термин «автономная речь» должен быть отброшен как неверный по существу.
«Автономные» слова являются на самом деле лишь искаженным воспроизведением слышанных ребенком слов, сказанных взрослыми.
В последующие годы ребенок часто занимается «словообразованием», однако и у дошкольника новые слова появляются на основе слов, которые он слышит в речи окружающих людей.
Освоение словаря Речевое общение со взрослыми очень быстро обогащает словарь ребенка (после 1 г. 6 мес.). Расширение объема понимаемых и произносимых слов непосредственно зависит от (практических действий ребенка с предметами и от его общения со взрослыми – к ним он обращается за помощью, им высказывает свои желания. Отвечая на вопросы старших, ребенок (1 г. 8 мес. – 2 г. 2 мес.) сам начинает спрашивать. Первые его вопросы «что это?» или «это как называется?» воспроизводят аналогичное обращение к нему старших. На каждый свой вопрос ребенок получает ответ – слово, которым обозначена та или другая вещь. Так дети на практике узнают, что у каждого предмета есть свое имя.
После 1 года 8 месяцев – 2 лет словарь ребенка быстро растет. Если к полутора годам запас активно используемых слов составлял 18–25, то к концу третьего года жизни он включает до 1000–1200 слов. При этом основную часть словаря составляют существительные (до 60%), около 25–27% – глаголы и лишь 10–12% – прилагательные.
Это интересно
Особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков
О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитыва ...
Методические указания по проведению занятий по курсу
На каждом из уроков необходимо реализовать основную цель изучения темы урока. Изложение теоретического материала должно быть доступным, внимание должно концентрироваться на главном, существенном. Темп изучения материала должен соответствовать темпу восприятия материала учащимися класса. Постоянный ...
Методика выявления взаимоотношений между детьми 5-6 летнего возраста
На данном этапе исследования нашей задачей является выявление особенностей межличностных отношений старших дошкольников. В психологии существуют определенные методики (условно делящиеся на объективные и субъективные), позволяющие выявить наличие данных особенностей. К объективным методикам относятс ...