Формы контроля заслуживают отдельного от видов контроля внимания. У Фоменко Т.М. формы контроля это «способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется овладение учащимися требуемыми знаниями, навыками и умениями». В обучении иностранным языкам в зависимости от вида и целей контроля используются следующие формы контроля: традиционные и современные (нетрадиционные); устный и письменный; индивидуальный и фронтальный.
Для качественной организации контроля речевых навыков и умений крайне необходимо знать преимущества и недостатки каждой формы контроля, так как неправильное, неуместное применение той или иной формы контроля – это, в первую очередь, несоблюдение обще-дидактических принципов контроля и, в конечном счете, лишение контроля функций, которые он должен выполнять. Таким образом, снижается эффективность проверки. Рассмотрим индивидуальный контроль:
А. Преимущества: более объективен, так как показывает уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося; возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося; предполагая развернутые ответы на вопросы, выполняет развивающую функцию: развивает речь, мышление и память учащихся.
Б. Недостатки: снижение активности других при контроле одного учащегося; малый охват учащихся.
Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на их вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.
А. Преимущества: большой охват учащихся; более высокая активность учащихся; возможность варьировать темп работы на основании общей готовности учащихся.
Б. Недостатки: рассредоточенность внимания преподавателя; недостаточная объективность оценки знаний всех учащихся из-за отсутствия фиксации внимания на каждом.
Традиционные и современные (нетрадиционные) формы контроля.
К традиционным формам контроля Фоменко относит устный опрос (фронтальный, индивидуальный, взаимный – работа в парах), письменную контрольную работу, экзамен.
Недостатки: 1) Субъективность характера экспертной оценки преподавателя; 2) Индивидуальность требований различных преподавателей, наличие собственных понятий о требовательности и справедливости, критериев качества знаний, навыков и умений, которыми руководствуется каждый отдельный преподаватель; 3) Снижение объективности из-за предшествующего проверке общения с обучаемым и личное отношение к нему; 4) Влияние на объективность оценки факторов «эмоциональной составляющей» (внешний вид обучаемого, поведение, его способ выражать мысли, манера речи).
Одной из современных форм контроля обучаемого является так называемый «портфолио» ученика или студента. В одной папке собирается учебный материал, являющийся отражением деятельности ученика или студента по предмету «иностранный язык». Портфолио состоит из нескольких разделов.
Рейтинг-система – система контроля с оценкой всех видов работ в баллах. Отметка должна выставляться на каждом задании, это обеспечит эффективную связь с родителями, заинтересованными в учебном процессе своих детей. Каждый месяц создается «рейтинг-лист», определяется «рейтинг-место» и вывешивается в учебном помещении. Система подсчета рейтинга включает не только обучающихся одной группы, но и всех других занимающихся параллельно и изучающих иностранный язык по той же программе. Это позволяет каждому отдельному учащемуся сравнить свои результаты и достижения с общим рейтингом и, при желании, с результатами конкретных коллег (одноклассников, одногруппников). Оценивание осуществляется согласно строгим правилам и общепризнанным критериям, что обеспечивает объективность и справедливость оценок. Новая форма оценки «оценка словом» приветствуется, так как позволяет яснее выразить мнение преподавателя по поводу работы обучаемого. Расширяя традицию оценок, вводятся 11 ступеней оценивания, но традиционная система оценивания сохраняется.
Другой современной формой контроля является педагогическое тестирование. Оно позволяет получить достоверную, объективную, точную информацию об уровне знаний, навыков и умений обучаемых, что является залогом объективности оценивания. Данная форма контроля будет рассмотрена в отдельном разделе.
К еще одной современной форме контроля Т.М.Фоменко относит мониторинг. Мониторинг по определению – это «постоянное наблюдение за каким-л. процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям»[Ефремова]. А значит, в преподавании иностранных языков мониторинг является непрерывным наблюдением за процессом формирования речевых умений и навыков.
Это интересно
Основные проблемы компьютеризации обучения
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. Задача дидактики в связи с этим состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых такая интенсификация действительно достигается. На первом этапе компьютер выступает предметом учебной ...
Теоретическое обоснование использования мультимедиа
аппаратуры
«Следует упражнять чувства посредством внимательного ознакомления с предметом, сохранять прирожденную впечатлительность и живость и заботиться об основательном усвоении». А. Дистервег Современная проекционная аппаратура, представленная на отечественном рынке огромным количеством моделей, в основном ...
Развитие способностей в музыкальной деятельности посредством инсценирования
песен
В качестве составной части художественного мироотношения выделил и проанализировал миропредставление Л.А. Закс. Он понимает миропредставление как «предметно-ценностную мирообразную структуру художественного сознания, фиксирующую ценности как предикаты объектов, или ценностный состав действительност ...