pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности внимания младших школьников в зависимости от проявления тревожности » Анализ уровня развития свойств внимания в зависимости от степени проявления различных типов тревожности

Анализ уровня развития свойств внимания в зависимости от степени проявления различных типов тревожности

Страница 4

К первой группе относятся испытуемые, устойчивость внимания которых высокая, а продуктивность и переключаемость средние. Ко второй группе относятся испытуемые , устойчивость, продуктивность и переключаемость внимания которых средние. К третьей группе относятся испытуемые, устойчивость внимания которых высокая, продуктивность низкая, а переключаемость внимания средняя. Следует отметить, что при анализе данной таблицы зеленый цвет появлялся чаще, чем другие, следовательно большинство опрашиваемых имеют нормальный уровень развития того или иного свойства внимания.

По каждой из выделенных групп была подсчитана степень проявления тревожности (среднее арифметическое)по каждому из указанных видов ( школьной, самооценочной, межличностной и явной). Полученные данные представлены в диаграмме.

Из данной диаграммы мы можем видеть, что степень проявления тревожности групп разная. Школьная тревожность повышается от первой группы к третьей. Причем разница между результатами второй и третьей группы достаточно большая (почти 8 единиц). Таким образом уровень школьной тревожности третьей группы достаточно высок. Напомним, что к третьей группе относятся испытуемые с высокой устойчивостью, низкой продуктивностью и средней переключаемостью внимания. С другой стороны, дети, с высокой устойчивостью внимания, средней продуктивностью и переключаемостью ( первая группа) обнаруживают более низкий уровень школьной тревожности.

Также следует отметить проявление межличностной тревожности. Здесь наблюдается такая же закономерность, то есть увеличение проявления уровня тревожности от первой группы к третьей. Хотя в целом, уровень проявления межличностной тревожности ниже, чем школьной.

Мы обратили внимание на то, что самые высокие показатели проявления тревожности наблюдаются в третьей группе, а низкие – в первой.

Рассмотрим каждую группу в отдельности. Как уже было отмечено выше, в третьей группе наблюдаются самые высокие показатели уровня проявления всех видов тревожности. Разница между самооценочной и межличностной тревожностью составляет около двух единиц. Школьная тревожность выше других на шесть единиц.

В первой группе самые низкие показатели школьной и межличностной тревожности. Как и в других группах, межличностная тревожность ниже школьной (в данном случае на две единицы). Также следует отметить более выраженный уровень самооценочной тревожности. В данной группе показатель самооценочной тревожности является самым высоким.

Вторую группу можно охарактеризовать как «ровную», так как показатели тревожности различаются здесь не намного. Хотя все же следует выделить школьную тревожность. Показатель проявления уровня данной тревожности выше других показателей в этой же группе.

Отмеченные нами взаимосвязи обнаруживаются и при анализе данных по тревожности, полученных с помощью методики «Детский вариант шкалы явной тревожности» (Прихожан А.М.). Мы рассматривали те же группы по вниманию, что и предыдущем случае. Полученные нами данные представляют собой среднее арифметическое количественных показателей по данной методике (данные представлены в диаграмме). В первой группе уровень проявления явной тревожности составил 16,7; во второй- 18,3; в третьей- 24,1. Таким образом, уровень проявления явной тревожности повышается от первой группы к третьей. Как и в предыдущих случаях, уровень тревожности выше в третьей группе, чем в первых двух. Особенно значительная разница наблюдается в результатах между второй и третьей группой.

Обобщение теоретического материала, предшествующего эмпирическому исследованию, позволяет сделать следующие выводы:

1.Большинство ученых, занимающихся вопросом развития внимания отмечают, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Они подчеркивают, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех трудовых процессов.

2. Обучение в начальной школе – это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника. В период обучения в начальной школе, внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения, все виды внимания становятся более совершенными. Учащиеся четвертого класса становятся более внимательными, чем учащиеся первого класса : у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников
На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по ...

История школьного предмета «Информатика»
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты, чтобы сделать удивительное, нужны многие годы. К. Гельвеций Антикитерский механизм из Древней Греции был калькулятором, использовавшим шестерни различных размеров и конфигурации, обусловливавших его работу, по отслеживанию метонова цикла, до сих пор использ ...

Формы контроля знаний по русскому языку
Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе. Достаточно отчетливо проявляется указанный недостаток ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru