Для изучения уровня развития свойств внимания мы использовали данные, полученные с помощью методик «Оценка переключения внимания», «Определения продуктивности и устойчивости внимания». Обработка данных состояла в том, что высчитывалось количество знаков, просмотренных за определенный промежуток времени и количество ошибок, допущенных за то же количество времени. Затем эти данные были переведены в стены соответственно шкале нормативных показателей. Среди полученных данных было выделено три уровня развития свойств внимания. Полученные данные приведены в таблице .
Таблица 1
Уровневые характеристики развития свойств внимания у младших школьников.
Устойчивость внимания |
Продуктивность внимания |
Переключение внимания | |
Высокий уровень развития |
53 % |
35% |
27% |
Средний уровень развития |
43% |
57% |
73% |
Низкий уровень развития |
3% |
8% |
- |
Анализ полученных данных позволяет заключить, что уровень устойчивости внимания у большинства испытуемых высокий (48% опрашиваемых); продуктивность внимания-средняя (57% опрашиваемых); переключаемость внимания также средняя (73% опрашиваемых).
Для изучения проявления различных видов тревожности мы использовали данные, полученные с помощью методик «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» и «Детский вариант шкалы явной тревожности» (Прихожан А.М.). Обработка данных состояла в том, что высчитывались баллы по каждой из приведенных в методиках шкал, и затем переводились в стены, соответственно таблице нормативных показателей для данного возраста. Среди полученных данных было выделено три уровня проявления тревожности. Полученные данные приведены в таблице.
Таблица 2
Степень проявления различных типов тревожности у младших школьников.
Явная тревожность |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность | |
Высокий уровень тревожности |
16% |
11% |
21% |
24% |
Средний уровень тревожности |
27% |
13% |
- |
10% |
Низкий уровень тревожности |
40% |
75% |
78% |
64% |
Анализ полученных данных позволяет заключить, что степень проявления явной тревожности у большинства испытуемых средняя (27% опрашиваемых), школьной тревожности-низкая (75% опрашиваемых), самооценочной и межличностной тревожности также низкая ( 78% и 64% опрашиваемых). В целом, можно отметить, что в группе опрашиваемых преобладает низкий уровень проявления тревожности.
В стремлении установить взаимосвязь уровня развития свойств внимания и степени проявления тревожности, мы сопоставляли уровневые характеристики развития отдельных свойств внимания и степени проявления тревожности. Мы рассматривали три уровня развития свойств внимания(высокий, средний и низкий) и три степени проявления тревожности ( высокая, средняя и низкая.)
Это интересно
Парадигмы образовательного процесса
Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец), 1) образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2) В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения. 3) В риторике ...
Принципы обучения произношению в начальной школе
По мнению Филатовой, процесс обучения произношению в начальной и основной школе организуется в соответствии со следующими принципами. Принципы - это система исходных основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его ус ...
Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении школьников
Большой интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски. Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска ...