pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности внимания младших школьников в зависимости от проявления тревожности

Особенности внимания младших школьников в зависимости от проявления тревожности

Обращение к проблеме взаимосвязи внимания и тревожности обусловлено той ролью, которую внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника.

Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.

К сожалению, в указанных работах не достаточно рассмотрен вопрос взаимосвязи внимания и тревожности в младшем школьном возрасте. В связи с этим, целью данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью.

Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых характеристик внимания и тревожности младших школьников.

Объектом исследования является эмоциональная и познавательная сфера психики младшего школьника

В качестве гипотез мы выдвинули предположения о том, что

уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны

у младших школьников;

младшие школьники, относящиеся к разным типам внимания, различаются по степени проявления тревожности;

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были определены следующие задачи:

определить понятие и значение внимания в развитии личности младшего школьника;

определить понятие тревожности и ее влияние на процесс внимания;

измерить уровень развития устойчивости, продуктивности, переключаемости внимания;

выяснить степень проявления различных видов тревожности;

выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств внимания и степенью проявления различных видов тревожности младших школьников;

выявить типы внимания младших школьников и сопоставить их по уровням тревожности;

Достоверность и надежность полученных в ходе исследования данных обеспечивались применением разнообразных исследовательских процедур и приемов, взаимодополняющих методик, с сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных. В исследовании использовались методики, ориентированные на изучение уровня внимания и тревожности младших школьников.

Методики исследования : «Детский вариант шкалы явной тревожности», «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет», методики для определения переключения, устойчивости и продуктивности внимания.

Это интересно

Ловкость как психофизическое качество, ее характеристика
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходи ...

Музыка в системе художественного образования школьников
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их ...

Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков
Под навыком понимается умение, доведенное до автоматизма. На начальном этапе обучения используются упражнения двух типов: Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем, направленные на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интоне ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru