рисунки с изображением учеников, парт, доски с написанными заданиями;
спортивные площадки, игровые залы;
школьное здание, цветы в классе.
У некоторых детей прослеживается интенсивная штриховка, что является показателем тревожности, его отношения к школе.
Исходя из выше описанных результатов анализа проективных методик в сельской и городской школах, можно сделать выводы о наличии положительного отношения к школе у большинства учащихся первых классов, с учетом сюжета рисунка, т.е., что именно изображено:
а) учебные ситуации – учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями – свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера – школьное здание, цветы в классе, ученики на перемене, свойственные детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации – спортивный зал, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, свойственные детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой направленности.
Но и в первой, и во второй группе выявляются дети с некоторой тревожностью по отношению к школе.
В результате сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики двух групп учащихся первых классов сельской и городской общеобразовательных школ в условиях максимально схожих (стиль руководства учителя, гуманитарная направленность), прослеживаются следующие психологические особенности адаптации:
особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается;
существует некоторое расхождение на уровне сформированности словарного запаса, осведомленности, информированности в различных областях социокультурной жизни. В сельской школе этот уровень несколько ниже, чем в городской. Отличается тенденция сближения показателей в субтестах ²Сложение фигур², ²Кубикт Кооса², ²Кодирование²;
выявлены с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Прослеживается направленность на формирование отдельных групп в обеих школах;
выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязаний;
у большинства детей выявляется достаточно высокий уровень мотивации. Но и в одной, и в другой группах выявлены дети с ²дошкольной позицией².
Итак, в данном случае можно говорить об успешной адаптации учащихся. Следующим этапом исследования является выделение групп дезадаптированных детей. Критерием дезадаптации являются:
диагностические данные;
экспертная оценка;
результаты наблюдения.
Анализ познавательной, коммуникативной и личностной сфер, позволяет выделить группы дезадаптированных детей в обеих школах:
сельская школа – Алена, Наталья, Юрий;
городская школа – Андрей, Илья, Влад, Виктор, Карина, Татьяна.
У данных учащихся выделяются особенности познавательной сферы: ниже среднего уровень осведомленности, словарного запаса. Кроме этого, дети испытывают затруднения в отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся к статусной категории ²отвергаемых².
Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.
У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания.
При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ²дошкольную позицию².
У некоторы испытуемых группы дезадаптированных на рисунках прослеживается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе.
Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в сельской и городской школах.
Это интересно
Общие требования к тестам
В заданиях теста не должно быть лишних слов, каждое задание должно содержать четкие и короткие инструкции, ответы должны быть короткими и содержательными. По форме тестовые задания можно разделить на следующие основные группы: - задание с выбором верного ответа (или несколько верных) из набора пред ...
Здоровье – это главная ценность человеческой жизни
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лиш ...
Музыкальные способности детей 6-7 летнего возраста
По мнению древних индейцев, приобщение к музыке сулит наслаждение, достижение благочестия и благополучия. В античной Греции сызмала обучали детей пению в хоре, игре на фортепиано, лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нер ...