pedagogyreview
Разное по педагогике » Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ » Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Страница 2

Высокий усредненный показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство² , свидетельствует о достаточном уровне сформированности мыслительных операций: анализа и синтеза.

Результаты субтеста № 5 ²Словарь², говорят об уровне ниже среднего в языковом развитии, эрудированности, о некоторой бедности словарного запаса.

На достаточно высоком уровне находятся показатели объема внимания и умение сосредотачиваться на заданиях, о чем свидетельствуют результаты субтеста № 6 ²Повторение цифр² .

При анализе невербальной части методики были получены следующие результаты:

В усредненном показателе у испытуемых на достаточном уровне сформирована способность охватывать ситуацию в целом, ориентация на практических ситуациях, о чем свидетельствуют результаты субтеста № 8 ²Последовательные картинки².

Показатель субтестов № 9, 10 ²Кубики Кооса², ²Сложение фигур² свидетельствуют о несколько сниженном уровне развития пространственной ориентации, конструктивного мышления, моторной координации. По номограмме результаты попадают в зону нормы.

В ходе проведения исследования у всех испытуемых наблюдается стремление детей получить одобрение, давать правильные ответы, в результате чего можно предположить, что число и характер, скорее всего, является результатом недостаточных знаний в некоторых областях.

В целом можно сделать заключение о достаточном для данного возраста интеллектуальном развитии учащихся этой группы.

Результат исследования интеллектуальных способностей учащихся контрольной группы можно представить в следующем виде:

вербальный и интеллектуальный показатель – 125;

невербальный и интеллектуальный показатель – 120;

общий интеллектуальный показатель – 130.

В результате анализа полученных показателей выявлено, что у испытуемых данного возраста общий объем знаний, информированность, кругозор, долговременная память, ассоциативная организация опыта находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты полученные в субтестах № 1, 7 ²Осведомленность², ²Недостающие детали².

Результаты субтестов № 2 ²Понятливость² и № 8 ²Последовательные картинки² свидетельствуют о достаточной смысловой организации знаний социокультурной адаптации, о высоком уровне зрительного восприятия отношений между предметами окружающей среды.

Результаты, полученные в субтесте № 3 ²Арифметический², свидетельствуют о наличии высокого уровня концентрации внимания, о легкости оперирования числовым материалом.

Средний показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство², свидетельствует о достаточно высокой способности формирования понятий, классификаций, способности абстрагирования и сравнения.

На достаточном уровне находится сформированность пространственных ориентаций, уровень двигательной активности, о чем свидетельствуют показатели, полученные в субтестах № 10 ²Схожие фигуры² и № 9 ²Кубики Кооса². Все полученные результаты по номограмме находятся в зоне нормы.

На основе сравнительного анализа полученных результатов в двух группах – экспериментальной и контрольной – можно сделать заключение, что особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается.

Небольшое отличие между этими группами появляется на уровне сформированности словарного запаса, осведомленности, информированности в различных областях социокультурной жизни. В сельской школе этот уровень несколько ниже чем в городской.

Отличается тенденция сближения средних показателей в субтестах: ²Сложение фигур², ²Кубики Кооса², ²Кодирование² в обеих группах.

Неудачи в сфере межличностных отношений, выражающиеся в нарушениях контактов со сверстниками являются уже вполне отчетливым признаком социально-психологической (в том числе и школьной) дезадаптации. В качестве надежного экспресс-метода рекомендуется использование социометрического опроса, позволяющего определить иерархию межличностных предпочтений для каждого члена класса и, кроме того, получить представление о целостной структуре формирующегося детского коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Уровни тестов
Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий, направленных на узнавание. Это распознавание, различения, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня- это тесты на опознания («да»- «нет») и ...

Игры по развитию моторики
Ниже приведены описания возможных вариантов действий с предметами, игрушками и материалами. Такие игры можно проводить по-разному, используя различные сюжеты. Все зависит от предпочтений и фантазии педагога, интересов ребенка. В качестве примера, некоторые из заданий (см. ниже) предлагаются в виде ...

Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недифференцированность ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru