pedagogyreview
Разное по педагогике » Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ » Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Страница 3

Важное значение эти данные могут иметь при планировании в неучебных мероприятий, при организации самоуправления класса, где выявление и правильное использование неформальных лидеров группы являются необходимыми.

По материалам психологической диагностики исследования межличностных отношений методом социометрического опроса были получены следующие результаты:

На основе социометрических данных были выделены дети с различным статусом занимаемым ими в группе: лидеры – Ксения, Алексей, Дарья, – что является показателем общительности, того что, социальные контакты для них эмоционально значимы, о доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.

Кроме этого, были выявлены ²отвергаемые² – Илья, Влад, Виктор, – что может свидетельствовать об активном отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности обучения в связи с поведением, рассторможенность, неустойчивость в достижении целей, недисциплинированность. Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.

Кроме того, на основе анализа социометрических данных выявлены дети с узким кругом общения, изолированные – Катерина, Татьяна, что может свидетельствовать о самоизоляции, пассивности, негативизме.

По материалам психологической диагностики методом социометрического опроса в сельской школе были выявлены лидеры – Павел, Александр, Елена, – что является показателем доминантности в классе, динамичности в общении.

Выявлены ²отвергаемые², Мария, Юрий, что может свидетельствовать о нарушениях в поведении, непостоянстве интересов, трудностях в общении.

На основе анализа социометрических данных выявлен ребенок с узким кругом общения, изолированный – Алена.

Таким образом, на основе проведения исследования межличностных отношений методикой ²Социометрия², в сельской и городской школах, можно сделать выводы о том, что существенных различий в двух группах нет. Прослеживается определенная структура групповых взаимоотношений, выявлены дети с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Кроме того, выделяются дети по активности в общении:

общительные, стремящиеся со всеми иметь хорошие дружеские отношения;

имеющие несколько постоянных друзей (как правило это дети отвергаемые другими одноклассниками);

избирательные в общении, пассивные и дети, находящиеся в самоизоляции, негативно настроенные, с агрессивными тенденциями.

Данные, полученные при социометрическом опросе, подтверждают результаты методики М.Ю. Андрущенко ²Мой круг общения². Этот метод предназначен для выявления круга и характера отношения ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учениками.

Если рассматривать среду общения в школе со сверстниками и учителями, то получается следующая картина:

в городской школе: лидерами в положительных выборах являются Ксения, Дарья, отвергаемые: Виктор, Влад.

Выделяются группировки в общении (Олег, Максим, Алексей, Михаил; Дарья, Мария, Ксения).

Среди изолированных находится Татьяна – она не желает ни с кем общаться, и остальные учащиеся игнорируют ее.

Среди взрослых, с которыми дети общаются в школе, предпочтение отдаются классной руководительнице, психологу. Конфликтная ситуация прослеживается в отношениях с учителем музыки.

По материалам исследования круга общения в сельской школе были получены следующие результаты: выявлены лидеры Александр, Елена; среди отвергаемых выделяются Юрий, Мария, что подтверждает результаты социометрического опроса.

Среди предпочитаемых взрослых прослеживается тенденция предпочтения классного руководителя и учителя физической культуры. Конфликтная ситуация прослеживается с учителем музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка
При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: ü самосохранения (страх); ü в свободе движения (гнев); ü в получении специфически ...

Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учрежден ...

Задачи и содержание ознакомления детей с живописью
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Живопись как жанр изобразительные искусства обращается к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru