Выявленные дети с адекватной самооценкой, что является показателем достаточной критичности к себе, стремления к самосовершенствованию, об этом свидетельствуют уровень притязаний (выше среднего).
В результате анализа показателей низкой самооценки, выявляются некоторые из этих детей, относятся к статусной категории отвергаемых.
Для исследования мотивационной готовности к школьному обучению использовался модифицированный вариант беседы, состоящий из вопросов, подразделяющихся на ²школьные² и ²дошкольные².
В результате у 13 учащихся из 15 в экспериментальной группе выявлено:
наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения);
ориентация на новое собственно школьное содержание занятий;
ориентация на новые собственно школьные нормы организации деятельности и поведения;
признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).
У 2 детей проявляется дошкольная позиция, о чем свидетельствуют ответы, содержащие:
предпочтения классным занятиям домашние;
предпочтения поощрений (сладости, подарки, …), традиционному для учебных заведений способу оценки его школьных достижений;
не признание авторитета учителя.
Таким образом, у большинства учащихся данной группы достаточно высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности.
В контрольной группе прослеживается аналогичная тенденция у большинства:
сформирована высокая мотивация к школьному обучению (положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней);
проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий (предпочтения уроков грамоты и счета занятиям ²дошкольного² типа, рисование, пение…);
отказывание от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;
признание авторитета учителя.
У четырех детей отмечается ²дошкольная позиция², о чем свидетельствуют преобладание ответов нешкольного содержания.
Сравнивая результаты двух групп, можно предположить, что у большинства детей к середине первого года обучения сформировался достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в первой, и во второй группе выявляются дети с ²дошкольной² позицией.
Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются.
В нашем исследовании были использованы рисуночные методики: ²Что мне нравится в школе², ²Я в школе².
На основе проведенного анализа результатов детских рисунков в школе города Воронежа были выявлены следующие результаты:
наличие рисунков, с изображением учеников, парт, школы, учителя с указкой, доски с написанными заданиями, что является показателем положительного отношения к школе;
свидетельством направленности на внешнюю сторону школьной жизни, но в положительном отношении к школе являются рисунки с изображением: спортивных залов, гимнастического зала, цветы в классе, класса танцев, школьное задание, это может свидетельствовать и преобладании игровых ситуаций.
На некоторых рисунках детей обозначается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе. У трех детей на рисунках преобладает черный цвет, прослеживаются рисунки крестов, что может свидетельствовать о некоторой агрессивности, негативизме, связанные со школьным обучением.
В результате анализа рисунков в сельской школе, были выявлены тематические изображения, коррелирующие с рисунками городских первоклассников:
Это интересно
Как дети учат друг друга разговаривать
Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, разв ...
Виды и формы творческой деятельности по английскому языку
Игровые формы творческой деятельности по английскому языку По словам С.А. Завражина: «Игра – это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения». Цель проведения игровых форм внеклассной работы по английскому языку – развитие интереса учащихся к изучению английского язык ...
Сущность
внимания, его виды и свойства
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельн ...