а) Наглядность.
Представители методики Наглядности рекомендовали при объяснении лексических единиц, имеющих конкретное значение, обращаясь к средствам наглядности. Советский психолог И.А. Зимняя полагает, что при сообщении новых знаний наглядность может использоваться как для семантизации, так и для организации запоминания языковых единиц и языковых правил.
Иную позицию занимает Т.Г. Шерстюк. По его мнению, наглядность целесообразна при пояснении языковых правил. Основной недостаток наглядной семантизации Т.Г. Шерстюк видит в том, что демонстрация конкретных предметов приводит к расширению или сужению смысла иноязычных слов. Действительно, дети нередко воспринимают показ картинок с изображением отдельных предметов или явлений как средство передачи общих понятий: "щука" как "рыба", имя собаки "Rex" как вообще. Бывает и обратное, когда учащиеся заменяют общие понятия (цветок) конкретными (частное названия цветка).
Эффективность использования средств наглядности зависит прежде всего от того, в какой степени они способствуют переносу изучаемых языковых явлений в новые ситуации. Учебный эффект средств наглядности в значительной степени определяется и характером той ситуации, в которой они применяются. Об этом можно судить по экспериментальным данным, полученным нами в процессе проверки различных видов семантизации языковых явлений: предметной, беспредметной и изображенной. Эксперименты даны в следующей главе.
Более низкие результаты были получены при семантизации глаголов: есть (иметь), на мне есть (V класс). Слова вводились в процессе игры в мяч.
Мы считаем, что только конкретность и относительная однозначность ситуации, в которой используется предметная наглядность, обеспечивает учащемуся хорошее понимание, запоминание и употребление иноязычного материала в речи.
Таким образом, все зависит от характера используемой ситуации и мастера педагога.
Итак, три фактора определяют успех использования наглядности при введении иноязычного материала:
а) обеспечение условий переноса языковых явлений в новые ситуации;
б) создание конкретной однозначной ситуации с элементамипротивопоставления;
в) использование перевода на родном языке как средства пониманиянаглядной семантизации учебного материала.
б) Опора на изучаемый иностранный язык.
В рассматриваемую группу упражнений входят такие приемы, как языковая догадка, толкование, использование синонимов и антонимов.
В зарубежной и отечественной методической литературе известно несколько попыток подойти к решению проблемы догадки. Кривобоков И.Я. выделил специальные правила, которыми следует руководствоваться при использовании языковой догадки. Эти правила, по его мнению, могут быть сведены к четырем пунктам:
а) посмотреть, не имеет ли слово суффиксов или приставки;
б) прочитать текст дальше, может быть, значение слова будетподсказано общим смыслом;
в) назвать значение слова;
г) проверить себя по словарю.
Из всего сказанного мы делаем следующие выводы:
1. Ни авторами учебного комплекса, ни учителями не планируется какая-либо целенаправленная работа над лексикой.
2. Не выделяются специально для постоянной устной речи какие-то группы или списки слов,
Это интересно
Методика осуществления проекта
Работа над проектом построена по типу творческой мастерской. Учащимся предоставлена возможность самим выбрать часть общей работы, работать индивидуально или объединяться в группы, а также возможность свободного перехода в другие группы, получать консультацию и помощь руководителя проекта. Проект ос ...
Методы и приемы формирования навыков кистевой
росписи обучающихся начальных классов
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятель ...
Психологическая характеристика тревожности
В данном параграфе будут рассмотрены основные взгляды на тревожность, ее причины и проявления. Мы считаем, что невозможно говорить о детской тревожности, не рассмотрев само понятие «тревожность». Понятие тревожности часто упоминается во многих психологических теориях с тех пор, как Фрейд (1927) пер ...