3. В результате учащиеся не употребляют так называемую "текущую"лексику, которую они проходили раньше.
а) Вся пройденная лексика остается без употребления.
б) Не выполняются упражнения для усвоения пройденной лексики.
4. Предлагаемые в текстах подтексты (ситуации) заучиваются наизусть, а раннее пройденная лексика остается без употребления. Таким образом, не происходит постоянного «круговорота» всей пройденной лексики и сочетания ее с новыми словами, не расширяются в текстах ситуации, не происходит использование всего лексического багажа для расширения объема речи учащихся. Поэтому учащиеся плохо владеют школьной лексикой.
При обучении говорению очень важно учитывать соотношение его важнейших форм: монолога и диалога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи.
Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства.
Монологическая речь всегда обладает признаком адресованности, что выражается в словах-обращениях: «Дорогие товарищи!», «Послушайте дети .»
В обучении монологической речи в методике приняты два пути: "путь сверху" - исходной единицей обучения является законченный текст; "путь снизу" - где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.
Рассмотрим сначала способ обучения, при котором исходной единицей является текст-образец, работа над ними состоит из нескольких этапов.
Первый этап - максимальное "присвоение содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.
В связи с этим этапом рекомендуются следующие задания:
прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию;
составить план текста в виде вопросов.
Второй этап - разнообразные пересказы исходного текста: сначала близко к тексту, затем от имени разных действующих лиц, наконец, от имени учащегося.
Надо заметить, что пересказ текста как способ развития монологической речи издавна использовался в методике, однако он рассматривался как итог, конечная инстанция в развитии этой формы речи, что нельзя признать правильным, так как простой пересказ лишен важнейших характеристик речи и не является коммуникативным, но пересказ как промежуточная инстанция в «присвоении» текста является эффективным средством обучения монологическому высказыванию.
Охарактеризуем далее особенности обучения диалогической речи.
В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации. Чаще всего стандартный диалог предполагает четкую закрепленность ролей (кассир-покупатель, врач-больной), В совокупности они представляют собой мини-диалог на бытовую тему, выражения которого лучше выучить наизусть. Таковы, например, типичные реплики, употребляемые в магазине:
Please, how much is this hat?
It is ten pounds.
Что касается свободных диалогов, то они бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа, дискуссия. Разные типы диалогов характеризуются различной «Мерой активности участников». В интервью и расспросе один из собеседников занимает активную позицию, ему принадлежит речевая инициатива, в то время как его партнер только реагирует, даже если он произносит в ответ целый монолог, этот монолог носит целиком и полностью ответный характер.
Это интересно
Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими
упражнениями
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое. До ...
Разработка методики использования информационных технологий
на уроках информатики в 9 классе
Основная цель разработки методики использования информационных технологий на уроках информатики - предоставить полный комплект разработок уроков для работы с учениками. При разработке методики использования информационных технологий руководствовалась Государственным стандартом образования. На изуче ...
Место искусства в воспитании
Возвращаясь к постановке и структуре образования и воспитания в Японии, следует отметить, что существенным дополнением к государственной системе здесь является система частных курсов (дзюку), которые обеспечивают не только углубленную подготовку по обязательным предметам, но и овладение теми или ин ...