Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас.
«Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с интересом и желанием.
На моем учительском столе на видном месте лежит красивая тетрадь. На обложке крупно и ярко написано: «Почетная тетрадь». Вверху каждой страницы – имя ребенка. Страниц столько, сколько детей в классе. В течение дня я и другие педагоги записываем успехи ребят на соответствующие страницы. Это могут быть удачный ответ, интересная работа, правильно и быстро решенная задачка, помощь в каком-нибудь деле – любой шаг вперед со стороны ученика. Вовсе не обязательно каждый день писать про каждого. Сначала я сама решала, кого отметить в Почетной тетради. Постепенно класс включился в обсуждение принципов ведения тетради, чтобы все было по-честному и по заслугам, чтобы был настоящий повод для гордости. Вот например:
12 декабря – поздравления, Сьюзи, ты хорошо все поняла про Мексику.
17 января – спасибо, Джонатан, ты так старался на уроке.
29 января – Рональд, браво! Ты здорово убрал класс.
Как только ребенок наберет 10 записей в тетради, он получает право выбрать себе подарок из большой коробки сюрпризов, стоящей в углу кабинета. (В следующий раз он сможет загадать желание, в пределах оговоренных правил, конечно.) Затем, схватив Почетную тетрадь, счастливчик бежит прямо в кабинет директора школы. Да-да, самый главный начальник откладывает все дела, внимательно изучает записи, пожимает руку замечательному ученику, говорит всякие приятные слова и своей директорской ручкой подписывает страничку. (Признаюсь, договориться с директором было самой сложной частью схемы.) Теперь я делаю ксерокопию все той же странички и посылаю родителям ребенка.
Пусть повесят на стенку в рамочке среди фамильных портретов или хотя бы лишний раз похвалят малыша, вспомнят, что он умеет не только проказничать, но и серьезно работать.
Вариантов у такой системы множество. Иногда, когда надоедает тетрадь, я начинаю поощрять детей жетонами. Ученики их собирают. В конце недели открывается веселый магазин, где на жетоны (и только на них) можно купить всякие игрушки, блокнотики, наклейки, конфеты – все, о чем мечтает малыш и на что хватило моей фантазии (а также суммы, отпущенной родительским комитетом).
В моем классе есть еще одна игра, поддерживающая интерес детей к учебе, в частности к изучению иностранного языка. Предупреждаю: на такие игры нужно получить предварительное согласие родителей. Удивлены? Сейчас объясню. Это игра на «интерес» – на деньги или на конфеты, кому как понравится. Сначала выбираем 4–5 капитанов, не навсегда, на неделю. Они собирают команды, равные по количеству участников. Капитан составляет список своей команды и кладет перед собой на парту. Команда старается сесть рядом с капитаном на уроке английского (иностранного) языка. Листок все видят. Если на уроке кто-то в команде заговорил не по-английски, напротив его фамилии капитан рисует черный крестик. В конце недели наступает расплата – за каждый крестик нужно заплатить одно су (или одну конфету).
Это интересно
Таблицы как средство обобщения при обучении решению математических задач
При обучении решению математических задач удобно проводить обобщения, когда информация представлена в таблицах. Такие таблицы будем называть обобщающими. Обобщающие таблицы служат для проведения сравнения и анализа математических задач и их решений, при систематизации способов и методов решения зад ...
Формы контроля
Формы контроля заслуживают отдельного от видов контроля внимания. У Фоменко Т.М. формы контроля это «способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется овладение учащимися требуемыми знаниями, навыками и умениями». В обучении иностранным языкам в зависимости от вида и целей контроля ...
Основные методы преподавания темы «Основы алгоритмизации и
программирования»
В 6 классе на изучение основ алгоритмизации и программирования отводится 8 часов. Из них на освоение понятия алгоритма и знакомство со средой программирования Паскаль АВС – 3 часа. Оставшиеся 5 – на составление, редактирование и выполнение алгоритмов для исполнителя Чертёжник. Основной сложностью п ...