pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Страница 10

Если в волшебной сказке человеку - герой противопоставлена враждебная сила чудовища, то в социально - бытовой сказке человек - труженик ведёт борьбу со своим угнетателями. "В бытовых сказках, - писал А.Н. Нечаев, полных юмора и иронии, угадываются и мотивы протеста, надежды на лучшее будущее, стремление к иной, справедливой жизни без бар и господ, без попа и кулака. Ведь герои этих сказок живут в реальном мире, они находчивы и умны и поэтому понимают кто их враг".

Своеобразие вымысла в социально - бытовых сказках приводит к тому, что чудовищ здесь нет совсем, цари и царевны почти не встречаются, нередко упоминаются святые и черти, но исключительно в комической роли. "Волшебные" предметы и "чудесные" превращения попадаются довольно часто. Но "чудеса" и "волшебство" здесь мнимые, они служат лишь средством обмана, формой уловки.

Композиция социально - бытовых сказок обычно проще, чем волшебных и авантюрно - новеллистических. Поскольку их основной идеей служит идея социальной противоположности, персонажи располагаются по принципу социального контраста: мужик и барин, батрак и поп, богатый и бедный. Действие развивается быстро, лучшие сказки отличаются краткостью, многие близки к анекдоту, т.е. отличаются неожиданными поворотами событий и эффектной, также неожиданной развязкой. От традиционного зачина осталась лишь формула "жили - были". Вот как начинаются социально - бытовые сказки: "Жил да был старик со старухою, бедные - бедные!", "Жили - были два брата, один богатый, а другой бедный". Чаще, чем в волшебных сказках встречается рифмованная, "складная" речь: "Жил - был Нестёрка. У него была детей шестёрка…"; "Коли ты Пахом, так будь у нас попом!"; "Колос от колосу - не слыхать голосу".

В.Г. Белинский так писал о русских социально - бытовых сказках: "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве". К сказкам этого типа часто обращались Пушкин, Гоголь, Салтыков - Щедрин, Некрасов, Демьян Бедный, Маяковский и другие писатели.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Это интересно

Формирование личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
Профессия «психолог» относится к так называемой «социономической» группе профессий (ориентированной на общественные проблемы, проблемы социализации личности) и предполагает общение с самыми разными людьми. Следовательно, психологу требуется формировать в себе готовность «понимать» самых разных люде ...

Правила проведения тестирования
В этом вопросе существуют определенные строгие правила Наиболее важные из них: Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до нач ...

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности школьников
В настоящее время с введением новых технологий изменился подход к организации учебной деятельности. Вопросы активизации познавательной деятельности относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспекты. В связи с существенной перестройко ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru