С одной стороны, метод – модель преподавания в определенной учебной ситуации, а с другой - способ деятельности учителя для решения конкретных учебных задач. Наиболее практикуемыми методами во внеклассной работе по АЯ считают: демонстрацию, объяснение, упражнения и творческие задания. В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не показ, имеет большое значение. В результате объяснения учащиеся лучше осознают семантические стороны изучаемого языка. Объяснение не следует путать с пояснениями и комментарием.
Доминирующая роль принадлежит упражнениям и творческим заданиям. Они, несомненно, в большей степени преобладают на творческих занятиях по английскому языку, что и является условием развития творческих способностей учащихся по АЯ.
Выбор метода зависит от ряда объективных и субъективных факторов:
Объективные: цели обучения, состав учащихся, лингвистическая корреляция между иностранным и родным языками, учебный план курса английского языка, наличие материальной базы и т.д.
Субъективные: личность учителя и учащегося, их индивидуальности.
В связи с расширением научных, экономических, культурных, туристических связей появилась потребность в короткие сроки овладеть языком и речью на иностранном языке на коммуникативно-достаточном уровне, который позволял бы общаться на иностранном языке с его носителями. Перед педагогами возникла задача создать систему обучения, конечной целью которой было бы научение общению на иностранном языке в наиболее сжатые сроки. Поэтому возникло такое понятие как «интенсивное обучение». «Интенсивное обучение – это целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков с целью более быстрого и качественного освоения учебного курса» (по словарю-справочнику под редакцией С.А. Завражина) .
Л.Г. Денисова предлагает следующие виды интенсивного обучения:
1. Гипнопедия: обучение иностранному языку во время сна, на его определенных стадиях (через многократное повторение одного и того же языкового материала в неизменном виде в первый период сна и сразу же после засыпания и перед пробуждением); результат – непроизвольное запоминание информации; не получил распространения из-за низкой результативности и сложности организации;
2. Релаксопедия: обучение иностранному языку в состоянии мышечного и психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной тренировки (психическое саморегулирование;
3. Ритмопедия основывается на создании особого состояния нервной системы человека («гипнотической фазы»), при котором достигается запоминание большого объема языкового материала и информации. Такое состояние создается при воздействии на биоритмику человека монотонных низкочастотных импульсов звука, цвета и света через слуховые и зрительные анализаторы;
4. Методика «погружения»: систематическая, интенсивная устно-речевая, ситуативно-обусловленная, личностно-ориентированная учебная коллективная деятельность, часто в рамках заданного сценария в обстановке, максимально приближенной к реальной коммуникации;
5. Эмоционально-смысловой: широкое использование ролевых игр, проблемных ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного эмоционального настроя всей группы обучающихся.
Требования к проведению творческих занятий по английскому языку
Перечисленные выше особенности внеклассной и внешкольной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.
К таким требованиям, по мнению С.Н. Савиной, можно отнести следующие:
1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе.
2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего третьего требования.
Это интересно
Японская семья – как пример патриархальности
Молодые японцы, заводя семьи, обычно переезжают из дома родителей. Поэтому большая часть семей не живут вместе с бабушками и дедушками. Последняя японская мода в домашнем строительстве - строить "двойные дома", то есть два дома с раздельными входами, но на одном фундаменте, и селиться: де ...
Становление урока музыки как урока искусства
Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки прежде всего должен быть уроком искусства. Сторонников преподавания музыки в школе как искусства становится все больше. Однако именно в понимании того, что нужно сделать, чтобы урок музыки стал действительно уроко ...
Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования
Цель: выявить уровень развития у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет музыкальных способностей. Задачи: 1) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие ладового чувства у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 2) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие музыкально-слуховых п ...