Эмоциональное состояние ребенка (методика цветопредпочтений М.Люшера). Проводится один раз за учебный год.
Творческое мышление (методика креативности мышления Гилфорда «Дорисовывание», анализ детских работ-тест «Рисунок под музыку).
Проводится в начале и конце эксперимента.
Речь детей. Целью исследования является определение влияния занятий на формирование и развитие словарного запаса детей, связной речи, умения формулировать и доказывать свое мнение, образности речи, использования различных эпитетов, сравнения; умение вести диалог, слышать и понимать вопросы (тесты «Слова», «Рассказ по картине».
Визуальная грамотность: цель методики теста –определять возможность развития визуальной грамотности через умение «читать» картину; понимать язык изобразительного искусства; вербализировать увиденное и понятое в художественном произведении (тест «Рассказ по картине»).
Проводится в начале и конце эксперимента.
Культурный и духовный уровень развития детей. Цель исследования – выявить, как влияют занятия по программе на культурное и духовное развитие детей; интерес к искусству, желание посещать музеи, выставки; нравственные качества, патриотизм.
Проводится в конце эксперимента.
Методика изучения уровня описательной речи
М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
Для обследования описательной речи используются предметные или малосюжетные картинки.
Для выявления навыков описания ребенку предлагается рассказывать о том, что изображено на картинке. Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенности речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анализировались. Далее высказывания детей анализируются по логическому содержанию, структуре и языковому оформлению. Результаты анализа заносятся в таблицу (см. табл. 1) по следующим показателям :
– количество выделенных признаков;
– структура и последовательность описания;
– связность;
– языковые средства;
– информативность высказывания;
– плавность (количество пауз).
живопись дошкольник восприятие картина
Таблица 1.
Характеристика описательной речи детей
Имя ребенка (возраст) |
Кол-во выделен. признаков |
Структура и последовательность описания |
Связность |
Языковые средства |
Информативность высказывания (всего слов) |
Плавность (кол-во пауз) | ||||
кол-во прилагательных |
кол-во существительных |
глагольная лексика |
образные средства языка |
типы предложений | ||||||
1. Роман |
2 |
описания нет |
+ |
2 |
13 |
6 |
— |
5 простых |
34 |
1 пауза |
2. Максим |
3 |
Xð, 2 описания |
+ |
5 |
24 |
15 |
— |
8 простых, 3 сложных |
99 |
1 пауза |
Это интересно
Обобщения задач ведущие к формированию понятий и теорем
С помощью обобщений можно осуществлять введение понятий и теорем. При этом происходит мотивация введения понятий и теорем, учащиеся сами осознают, как получили и для чего нужно новое знание, определяют его место в системе других понятий или теорем, и легко применяют его при решении различных задач. ...
Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах
Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенно ...
Система дистанционных эвристических
олимпиад как инновационный образовательный процесс
С повсеместным внедрением информационных технологий на разных уровнях жизни пользователи компьютеров от общения в чате, поиска информации в сети Интернет, освоения компьютерных игр, все чаще приходят к пониманию того, что телекоммуникации и компьютерные средства становятся в настоящее время эффекти ...