Эмоциональное состояние ребенка (методика цветопредпочтений М.Люшера). Проводится один раз за учебный год.
Творческое мышление (методика креативности мышления Гилфорда «Дорисовывание», анализ детских работ-тест «Рисунок под музыку).
Проводится в начале и конце эксперимента.
Речь детей. Целью исследования является определение влияния занятий на формирование и развитие словарного запаса детей, связной речи, умения формулировать и доказывать свое мнение, образности речи, использования различных эпитетов, сравнения; умение вести диалог, слышать и понимать вопросы (тесты «Слова», «Рассказ по картине».
Визуальная грамотность: цель методики теста –определять возможность развития визуальной грамотности через умение «читать» картину; понимать язык изобразительного искусства; вербализировать увиденное и понятое в художественном произведении (тест «Рассказ по картине»).
Проводится в начале и конце эксперимента.
Культурный и духовный уровень развития детей. Цель исследования – выявить, как влияют занятия по программе на культурное и духовное развитие детей; интерес к искусству, желание посещать музеи, выставки; нравственные качества, патриотизм.
Проводится в конце эксперимента.
Методика изучения уровня описательной речи
М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
Для обследования описательной речи используются предметные или малосюжетные картинки.
Для выявления навыков описания ребенку предлагается рассказывать о том, что изображено на картинке. Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенности речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анализировались. Далее высказывания детей анализируются по логическому содержанию, структуре и языковому оформлению. Результаты анализа заносятся в таблицу (см. табл. 1) по следующим показателям :
– количество выделенных признаков;
– структура и последовательность описания;
– связность;
– языковые средства;
– информативность высказывания;
– плавность (количество пауз).
живопись дошкольник восприятие картина
Таблица 1.
Характеристика описательной речи детей
Имя ребенка (возраст) |
Кол-во выделен. признаков |
Структура и последовательность описания |
Связность |
Языковые средства |
Информативность высказывания (всего слов) |
Плавность (кол-во пауз) | ||||
кол-во прилагательных |
кол-во существительных |
глагольная лексика |
образные средства языка |
типы предложений | ||||||
1. Роман |
2 |
описания нет |
+ |
2 |
13 |
6 |
— |
5 простых |
34 |
1 пауза |
2. Максим |
3 |
Xð, 2 описания |
+ |
5 |
24 |
15 |
— |
8 простых, 3 сложных |
99 |
1 пауза |
Это интересно
Специфика условий труда и деятельности учителя
сельской школы
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учрежден ...
Понятие «чувство»
Слово «чувство» заимствовано из старославянского. Слово «чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать, чувствовать. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладаю ...
Состояние образовательного процесса ДОУ на современном этапе
Современное состояние дошкольного образования характеризуется наличием значительного числа вариативных программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, их мастерством, чутким реагированием на запросы родителей (с другой стороны). Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государст ...