Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие живописи - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в картине, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
Первым этапом при проведении диагностического исследования является выбор методики. Анализируя психолого-педагогические источники, мы выявили , что к данной проблеме обращались следующие исследователи: Г.А. Урунтаева (дошкольная психология), С.Г. Маслова (музейная педагогика), М.М. Алексеева, В.И. Яшина (методика развития речи).
Представим данные методики.
Методика «Изучение восприятия картины».
Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка незнакомые ему три репродукции картин разных жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны быть цветными и не очень мелкими.
Проанализировать репродукции по следующей схеме:
-особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать содержание);
-главные и второстепенные предметы (перечислить все);
-причинные связи между предметами (указать все).
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 4-7 лет индивидуально.
Протокол содержит инструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).
Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри внимательно на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднения задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.
Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравиться. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.
Третья серия. Эстетическая оценка картины. Показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравиться. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком. Для этого просят ребенка объяснить причины выбора.
Обработка данных. Детей распределяют по трем группам в зависимости от уровня эстетической оценки.
Первая группа – отсутствие оценки;
Вторая группа – мало осознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок затрудняется объяснить, почему).
Третья группа – осознанная оценка, когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины).
Делают выводы о уровнях осознанности эстетической оценки картины и возрастных особенностях восприятия.
Методика «Эстетическое воспитание и художественное образование средствами музейной педагогики».
Основной диагностический блок опытно-экспериментальной работы был разработан в Центре развития ребенка «Росток», который включает в себя исследования следующих параметров:
Это интересно
История развития информационных технологий
С самого раннего детства все мы вовлечены в процесс обмена информации. Мы получаем информацию, когда читаем книги, газеты и журналы, слушаем радио или смотрим телевизор, слушаем учителя, родителей или товарищей. Общение людей друг с другом- дома и в школе, на работе и на улице- это передача информа ...
Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста
с нарушением интеллекта
Выявление и изучение форм агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта проводилось нами в форме эксперимента. В эксперименте участвовали учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида «Петровск - Забайкальская школа-интернат для слепых и слабовидящ ...
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации
ФГОС второго поколения
«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС), о котором говорится в послании президента РФ Д. Медве ...