pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по коррекции формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР

Направление логопедической работы по коррекции формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР

Страница 3

«Чьи следы?»

«Чей дом?»

Словообразование сложных прилагательных.

«Придумай про зверей красивые слова»

У снегиря красная грудка- значит он красногрудый;

У зайца длинные уши- значит он длинноухий;

У сороки длинный хвост- значит она длиннохвостая;

У жирафа длинная шея- значит он длинношеий.

Игры на знакомство дошкольников с переносным значением прилагательных.

Про, что можно сказать?:

Густой- лес, волосы (густые) зубцы у расчески, густая (каша)

Редкий- лес, волосы( редкие), зверь;

Свежий- хлеб, рубашка, газета ( свежая), запах;

Мелкий- ручеек, тарелка (мелкая) и т.д.

Игра на формирование образного сравнения прилагательных

Лото «кто какой?»

Детям предлагаются карточки с изображением животных

Злой как- волк;

Сильный как- слон, медведь.

Хитрый как- лиса.

Смелый- как лев. и т.д.

Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря прилагательных можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.

Анализ имеющейся литературы по теме исследования показал, что словарь у детей с ОНР характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, распространенностью вербальных парафазий. Однако особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР недостаточно исследованы, что и определяет актуальность данного исследования.

С целью выявления особенностей атрибутивного словаря была определена методика исследования, включающая изучение объема активного и пассивного словаря, антонимии и синонимии, группировки слов-прилагательных.

Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточнаясформированность атрибутивного словаря проявляется в ограниченности объема активного и пассивного словаря, в трудностях группировки прилагательных на основе семантических признаков, в нарушении синонимических и антонимических отношений, при этом более страдают отношения синонимии. Дети не могут подобрать слова, близкие по значению и часто отказываются от выполнения задания.

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного атрибутивного словаря. Объем пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Характерной особенностью словаря детей является также неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.

Таким образом, гипотеза о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность атрибутивного словаря, проявляющаяся в качественных и количественных особенностей отдельных параметров (объема, уровня сформированности синонимии и антонимии, группировки прилагательных) подтвердилась.

Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что дети с ОНР в сравнении с нормой гораздо больше нуждаются в систематических занятиях.

Логопедическая работа по формированию лексики проводится по следующим направлениям:

расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;

уточнение значений слов;

формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

организация семантических полей, лексической системы.

активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

На основании выделенных направлений логопедической работы предлагаетсяметодика по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно

Технология проведения дистанционных чат-занятий на основе эвристических заданий
Чат-занятия занимают особое место в организации образовательного взаимодействия дистанционного педагога и учащихся, поскольку позволяют школьникам, находящимся на удаленном друг от друга расстоянии вести переписку в режиме реального времени как между собой, так и с учителем при помощи коротких слов ...

Профилактика компьютерной зависимости подростков
В первой главе было дано определение "компьютерной зависимости", установлены причины ее возникновения и очерчены границы отрицательного влияния компьютерной зависимости на формирующуюся подростковую личность. Также определено, что компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реал ...

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru