«Чьи следы?»
«Чей дом?»
Словообразование сложных прилагательных.
«Придумай про зверей красивые слова»
У снегиря красная грудка- значит он красногрудый;
У зайца длинные уши- значит он длинноухий;
У сороки длинный хвост- значит она длиннохвостая;
У жирафа длинная шея- значит он длинношеий.
Игры на знакомство дошкольников с переносным значением прилагательных.
Про, что можно сказать?:
Густой- лес, волосы (густые) зубцы у расчески, густая (каша)
Редкий- лес, волосы( редкие), зверь;
Свежий- хлеб, рубашка, газета ( свежая), запах;
Мелкий- ручеек, тарелка (мелкая) и т.д.
Игра на формирование образного сравнения прилагательных
Лото «кто какой?»
Детям предлагаются карточки с изображением животных
Злой как- волк;
Сильный как- слон, медведь.
Хитрый как- лиса.
Смелый- как лев. и т.д.
Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря прилагательных можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.
Анализ имеющейся литературы по теме исследования показал, что словарь у детей с ОНР характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, распространенностью вербальных парафазий. Однако особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР недостаточно исследованы, что и определяет актуальность данного исследования.
С целью выявления особенностей атрибутивного словаря была определена методика исследования, включающая изучение объема активного и пассивного словаря, антонимии и синонимии, группировки слов-прилагательных.
Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточнаясформированность атрибутивного словаря проявляется в ограниченности объема активного и пассивного словаря, в трудностях группировки прилагательных на основе семантических признаков, в нарушении синонимических и антонимических отношений, при этом более страдают отношения синонимии. Дети не могут подобрать слова, близкие по значению и часто отказываются от выполнения задания.
Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного атрибутивного словаря. Объем пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Характерной особенностью словаря детей является также неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
Таким образом, гипотеза о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность атрибутивного словаря, проявляющаяся в качественных и количественных особенностей отдельных параметров (объема, уровня сформированности синонимии и антонимии, группировки прилагательных) подтвердилась.
Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что дети с ОНР в сравнении с нормой гораздо больше нуждаются в систематических занятиях.
Логопедическая работа по формированию лексики проводится по следующим направлениям:
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
организация семантических полей, лексической системы.
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
На основании выделенных направлений логопедической работы предлагаетсяметодика по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Это интересно
Младший
и средний школьный возраст
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Так ...
Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются: - различные виды театров: бибабо, настольн ...
Кейс-технологии на уроках информатики
Новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовывать возможности учащихся. Среди разнообразных педагогических технологий можно выделить кейсовую. Кейсовая технология выступает как один из вариантов информационных технологий. Представляет собой дистанционную образовательную тех ...