В каждом из выделенных направлений формирования лексики определяются основные задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы.
Расширение объема атрибутивного словаря.
Последовательность логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря должна учитывать частотный словарь детей старшего дошкольного возраста, а так же выявленные особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР.
Расширение объема словаря прилагательных проводится параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.
На начальном этапе закрепляется связь имеющихся слов-прилагательных с их значением. В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.
В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Работа над новым словом включает в себя следующие этапы:
Уточнение семантики слова; закрепление связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и др. образом слова.
Уточнение звукового образа, звукового анализа слова.
Выделение семантических дифференцированных признаков данного слова.
Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
Закрепление данного слова в контексте, закрепление синтагматических связей.
Формирование структуры значения слова.
Формирование структуры значения слова основывается на современных психолингвистических данных о компонентном анализе структуры значения слова.
Работа над денотативным и понятийным компонентами, осуществляется, последовательно–параллельно с постепенным переходом, от денатативного к сигнификативному компоненту.
При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.
Развитие лексической системности.
Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.
На начальном этапе работы проводится группировка объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогий.
Формирование синтагматических связей слова.
Работая в этом направлении, формируем умение точно употреблять слово в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях, на основе грамматических правил языка.
Методика логопедической работы по формированию синтагматических связей слов основывается на современных представлениях лингвистики об основных синтаксических единицах языка и речи, о словосочетании и предложении( В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Н. Н. Прокопович, Е. Н, Смольянинова, Е. С. Скобликова, В. П, Сухотин).
С психолингвистической точки зрения, овладение словосочетанием в онтогенезе позволяет расширить и закрепить синтагматические связи между словами.
В процессе развития синтагматических связей слова учитывают уровень развития грамматического строя речи дошкольников с ОНР, а также онтогенез речи.
Развитие словообразования.
Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, Одним из основных средств обогащения атрибутивного словаря является овладение словообразованием прилагательных.
Формирование словообразования прилагательных осуществляется последовательно в три этапа.
I этап
-закрепление словообразования прилагательных наиболее продуктивных словообразований. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН- (мамин, папин).
II этап
- Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом j без чередования (коровий, лисий)
- относительных прилагательных с суффиксом -ОВ-
-ЯНН-
-ЕНН-
-Н-
(пуховый, стеклянный, кожаный, соломенный, книжный);
- в качественных прилагательных с суффиксами –ОВАТ- (голубоватый);
- уменьшительно-ласкательных прилагательных с суффиксом–ЕНЬК-;
III этап
- образование притяжательных прилагательных с суффиксом j с чередованием (волчий, собачий, медвежий)
- относительных прилагательных с суффиксом -АН-
-АТ-
-качественных прилагательных с суффиксами -ЧИВ-
-ЛИВ-
(разговорчивый, болтливый).
С целью уточнения грамматического значений прилагательных детям предлагается включить прилагательное ( слово отвечающее на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ? ) в словосочетание, предложения.
Методы логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР.
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И.Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н.В.Серебряковой, Н. В. Уфимцевой, Г. Д. Черемухиной,А. М. Шахнаровичем и др.
Это интересно
Вопросы управления школой
Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении ...
Историческое развитие понятия милосердие
Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это ...
Проблемы использование
компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе
Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ – острое требование реальности, повседневной жизни. Но специфика ДОУ жестко регламентирует исполь ...