pedagogyreview
Разное по педагогике » Обучение монологической речи на уроках английского языка » Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка

Страница 1

Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление.

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер таких же ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

Несомненно, все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности учащегося и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Как экспрессивная сторона устного общения, говорение выполняет в жизни каждого человека роль средства общения и реализует все его функции:

информационно-коммуникативную – осуществляет передачу-прием информации;

регулятивно-коммуникативную – регулирует поведение человека в широком смысле этого слова;

аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека.

Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли.

Результатом деятельности говорения является его продукт – устное высказывание. Обучение говорению подразумевает под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической речью (речь двух и более лиц).

Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и операций ее составляющих. К ним относятся механизмы:

репродукции (полной, частичной, репродукции-трансформации);

выбора (слов, структур);

комбинирования (формирование словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств при использовании знакомых языковых средств в новых условиях);

конструирования (при неадекватности знакомой фразы какому-либо условию общения);

упреждения (предвосхищения в структурном и смысловом плане);

дискурсивности (управление процессом говорения в момент его функционирования, позволяющий оценивать ситуацию в ее отношений к цели, воспринимать сигналы обратной связи и принимать решение “на ходу”).

Данные механизмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной деятельности.

Говорение обладает многими признаками деятельности вообще, т. е. имеет свой предмет, внутреннюю (вертикальную) структуру, представленную действиями и операциями, внешнюю (горизонтальную) структуру и результат.

В горизонтальной структуре говорения как деятельности выделяются три фазы, основа которых базируется на процессе индивидуализации:

1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).

2. Аналитико-синтетическая. В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: “достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти”.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Испытания на прочность при ударе
При стандартных испытаниях, например, испытаниях на растяжение и изгиб, материал поглощает энергию медленно. Реально материалы очень часто быстро поглощают энергию приложенного усилия, например, усилия от падающих предметов, ударов, столкновений, падений и т.д. Целью испытаний на прочность при удар ...

Технология подготовки, проведения и принятия решений педсовета
С учетом всех выявленных проблем и недостатков я могу предложить технологию подготовки, проведения принятия и выполнения решений педсовета: При подготовке педсовета администрации д/сада необходимо правильно спланировать предварительную работу: продумать организационные вопросы (приглашение заинтере ...

Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализован ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru