pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок

Страница 5

Проведение методики.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

На формирующем этапе эксперимента мы пытались развивать нравственные качества по средствам художественной литературы, а конкретно по сказкам, через игры - драматизации, рисование и другие виды деятельности.

На основе применения данных методик мы оценили уровень развития нравственных качеств, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 3 ребят - 30 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали таким образом:

Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

София: Поиграй.

Воспитатель: Как поступил Коля?

София: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

София: Он не жадничал и дал поиграть Коле.

Оценка: 3 балла, так как София оценила поступок и назвала нравственную качества.

На высоком уровне развития морального сознания находится 6 ребят - 60 %. Эти дети называют нравственные качества, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.

Примерные ответы были таковы:

Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Роман: Я сломал.

Воспитатель: Почему он так сказал?

Роман: Он был хороший и никогда не врал. И признал, что он сломал.

Воспитатель: Как поступил Петя?

Роман: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Роман: Надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Роман назвал норму и мотивировал ее.

На низком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы ребенка:

Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Сергей: Ладно, помогу.

Воспитатель: Как поступила Оля?

Сергей: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Сергей: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Сергей оценил поступок, но не объяснил свою оценку, нравственные качества не сформулированы.

Таблица 4 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

№ п/п

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

1

Алеша

+

+

+/+

4

2

Рома

+

+

+/+

4

3

Никита

+

+

+/+

4

4

Аня

+

+

+

3

5

Вера

+

+

+/+

4

6

Максим

+

+

+/+

4

7

София

+

+

+

3

8

Сережа

+

+

-

2

9

Леня

+

+

+/+

4

10

Ярослав

+

+

+

3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах
Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенно ...

Психологические особенности подросткового возраста
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и ...

Теоретические основы логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР
При разработке методики за основу были положены следующие научно-теоретические положения и принципы (Н. В. Серебрякова). Психолингвистические представления о процессе порождения речи. Л. С. Выготский определял процесс порождения речи как движение «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформле ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru