Проведение методики.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Обработка результатов.
1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
На формирующем этапе эксперимента мы пытались развивать нравственные качества по средствам художественной литературы, а конкретно по сказкам, через игры - драматизации, рисование и другие виды деятельности.
На основе применения данных методик мы оценили уровень развития нравственных качеств, нравственных чувств и нравственного поведения детей.
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 3 ребят - 30 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Примерные ответы детей звучали таким образом:
Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?
София: Поиграй.
Воспитатель: Как поступил Коля?
София: Хорошо.
Воспитатель: Почему?
София: Он не жадничал и дал поиграть Коле.
Оценка: 3 балла, так как София оценила поступок и назвала нравственную качества.
На высоком уровне развития морального сознания находится 6 ребят - 60 %. Эти дети называют нравственные качества, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.
Примерные ответы были таковы:
Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?
Роман: Я сломал.
Воспитатель: Почему он так сказал?
Роман: Он был хороший и никогда не врал. И признал, что он сломал.
Воспитатель: Как поступил Петя?
Роман: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Роман: Надо говорить правду.
Оценка: 4 балла, так как Роман назвал норму и мотивировал ее.
На низком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы ребенка:
Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?
Сергей: Ладно, помогу.
Воспитатель: Как поступила Оля?
Сергей: Хорошо.
Воспитатель: Почему?
Сергей: Не знаю.
Оценка: 2 балла, так как Сергей оценил поступок, но не объяснил свою оценку, нравственные качества не сформулированы.
Таблица 4 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств
№ п/п |
Испытуемый |
Называет нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
1 |
Алеша |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
2 |
Рома |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
3 |
Никита |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
4 |
Аня |
+ |
+ |
+ |
3 |
5 |
Вера |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
6 |
Максим |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
7 |
София |
+ |
+ |
+ |
3 |
8 |
Сережа |
+ |
+ |
- |
2 |
9 |
Леня |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
10 |
Ярослав |
+ |
+ |
+ |
3 |
Это интересно
Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах
Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенно ...
Психологические особенности подросткового возраста
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и ...
Теоретические основы логопедической работы по формированию
атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР
При разработке методики за основу были положены следующие научно-теоретические положения и принципы (Н. В. Серебрякова). Психолингвистические представления о процессе порождения речи. Л. С. Выготский определял процесс порождения речи как движение «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформле ...