Рассмотрим итоги выполнения детьми задания "Сюжетные картинки". Они показали, что дети выражают своё эмоциональное отношение к нравственным качествам (доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость).
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 6 ребят - 60 %. Эти ребята не только правильно разложили картинки, но и обосновали свои ответы, сопровождая их яркими эмоциональными реакциями. Например, Леонид берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Леонид: Этот мальчик жадничает. Мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. (При этом лицо у Леонида серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Леня заулыбался).
Леонид: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю кого-нибудь. И они меня угощают.
Оценка: 4 балла, так как Леонид проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным качествам находятся 3 детей - 30 %. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Аня положила картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказала, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положила направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
Таблица 5 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств
№ п/п |
Испытуемый |
Раскладывание картинок |
Обоснование своих действий |
Эмоциональные реакции |
Количество баллов |
1 |
Алеша |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
2 |
Рома |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
3 |
Никита |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
4 |
Аня |
+ |
+ |
+ |
3 |
5 |
Вера |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
6 |
Максим |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
7 |
София |
+ |
+ |
+ |
3 |
8 |
Сережа |
+ |
- |
- |
1 |
9 |
Леня |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
10 |
Ярослав |
+ |
+ |
+ |
3 |
Это интересно
Стратегическое планирование
При разработке ЭУК в первую очередь следует сформулировать цель и задачи курса. Цель определяет знания и/или умения, которые должен освоить обучаемый, а также уровень их освоения. Существуют различные подходы к классификации познавательной деятельности. Например, в работах (Беспалько, 1977; Беспаль ...
Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста
Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием предшкольного образования и общим уровнем культурного и технического окруже ...
Типы сказок
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические). 1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют ...