Понятие «функция» обычно означает «обязанность, круг деятельности» или «значение, назначение, роль» чего-либо [Ожегов]. Следовательно, функции контроля – это его назначение и роль, которую он играет в учебно-воспитательном процессе. Функции, которые выполняет контроль, воздействуют как на сам процесс, так и на деятельность обучаемого и обучающего. В ходе изучения материалов по отечественной методике мной были обнаружены следующие функции контроля:
1. Собственно контролирующая (проверочная)
2. Диагностическая(диагностирующая)
3. Ориентирующая
4. Оценочная
5. Управленческая
6. Корректирующая
7. Предупредительная (предупреждающая)
8. Обучающая
9. Стимулирующая и мотивирующая
10. Воспитательная (воспитывающая)
11. Прогностическая
12. Развивающая
13. Сравнительная
1. Собственно контролирующая (проверочная) функция «обеспечивает проверку достижения учащимися определенного уровня сформированности иноязычных умений и навыков за определенный отрезок времени».
2. Суть диагностической функции заключается в том, что контроль дает возможность выяснить на определенном этапе обучения, каков у обучаемых уровень знаний о изучаемом языке, а также их уровень соответствующих навыков и умений. Диагностика дает возможность выявить и получить информацию о различного рода трудностях и проблемах, появляющихся у учащихся в учебном процессе. Например, выявление у учащихся пробелов в подготовке и определение их возможных причин. Обучающий может планировать дальнейшую деятельность, дифференцировать и индивидуализировать обучение, основываясь на результатах проведенной диагностики навыков и умений. Контроль также дает возможность преподавателю диагностировать степень эффективности используемых им методов по формированию речевых умений и навыков.
3. Ориентирующая функция заключается в ориентировании учащихся по результатам их учебного труда, в указании учащимся и преподавателю ориентиров, то есть аспектов или тем, на которые им следует обратить особое внимание с целью более эффективно закрепить тот или иной навык или умение. Контроль помогает ориентировать учащихся как в сложностях, с которыми они сталкиваются, так и в их достижениях. Выявляя проблемные участки, контроль указывает учащимся направление для деятельности по ликвидации пробелов и ошибок. Таким образом учащиеся совершенствуют свои знания и умения. Контроль дает учащимся возможность самоанализа и оценки своих знаний и возможностей.
4. Цель оценочной функции- . Взаимодействию между обучающим и обучаемым во время занятий необходима оценка, особенно это касается обучаемых. Выражение оценки их деятельности в конкретной форме может быть для них полезным. В некоторых ситуациях необходимость в конкретной оценке исчезает и становится целесообразней общая оценка: «знает», «не знает», «умеет», «не умеет», «научился», «не научился», «усвоил», «не усвоил». Существуют два направления оценки деятельности обучаемых. Одно направление связано с оценкой учебного процесса, деятельности учащихся и их степени активности. Делаются выводы о качестве педагогического процесса. Второе направление связано с результатами учебного процесса. Оцениваются результаты деятельности обучаемых. Для преподавателя оценка деятельности им обучаемых необходима. С помощью этой оценки у преподавателя складывается конкретное представление о степени обученности каждого обучаемого в конкретный момент учебного процесса. Немаловажен и другой аспект этой оценки. Она дает преподавателю возможность самооценки, анализа собственной деятельности и эффективности используемых им методов. Это является базой для введения коррекций по обучающей деятельности преподавателя.
5. Значение управленческой функции контроля заключается в определении меры, в которой грамотное протекание педагогического процесса обеспечено контролем. Она проявляется в том, что преподаватель может руководить обучением, основываясь на планировании учебного взаимодействия между преподавателем и обучающимися (принцип обратной связи). От текущего контроля процесса обучения в большой степени зависит педагогическое управление этим процессом. Целью контроля является регулировка процесса овладения умениями и навыками оперирования единицами языка речи.
6. Корректирующая функция контроля осуществляется в двух направлениях: коррекция обучающих упражнений и достижение эффективности приемов контроля применяемых к учебным задачам.
7. Предупреждающая функция и корректирующая близки по значению. Но между ними существуют некоторые отличия. Смысл предупреждающей функции заключается в том, что контроль позволяет учащимся обратить внимание на то, соответствуют ли их собственные знания, навыки и умения поставленными перед ними требованиям и задачам. Как следствие, выявляются и ликвидируются существующие пробелы в подготовке.
Это интересно
Занятия с предметами и материалами
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, - бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно исп ...
Определение одаренности детей
Определение Рензулли Рензулли предложил альтернативное определение, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность является результатом сочетания трех характеристик интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого под ...
Методы
ознакомления с живописью
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образовани ...