Оценка успеваемости, связанная с аттестацией, составляет лишь незначительную часть педагогической практики. В будущем все более будет возрастать значение компьютера в процедуре оценки знаний и умений школьников и эффективном использовании такой информации учителем. По всей вероятности, это прежде всего будет связано с централизованными инициативами, которые определят участие школы в процессе пополнения банков тестовых вопросов и задач, то есть в разработке и подготовке экзаменационных работ и диагностического инструментария. Другие формы применения компьютера для учета и оценки знаний и умений возникнут из локальных нужд каждой конкретной школы, которая должна снабдить родителей текущей информацией относительно успехов детей. Третий- наиболее важный с точки зрения задач обучения тип использования ЭВМ обеспечит возможность получения индивидуальной информации о темпе и уровне усвоения изучаемых материалов каждым отдельным учеником. Благодаря такой обработке связи учителя и учащегося смогут более осознанно управлять процессом усвоения.
Индивидуальная работа учащихся оказывает серьезное влияние на самооценку учащегося, возможности его продвижения в изучаемом материале, на то представление о ребенке, которое складывается у педагога, а также на форму и содержание предлагаемой школьникам учебной работы. Благодаря этому осуществляемая при помощи компьютера обратная связь с ситуацией обучения оказывается чрезвычайно полезной как дл я каждого отдельного ученика, так и для учителя. Однако выполнение такой функции не исчерпываются возможности ЭВМ. Вычислительные системы на практике обеспечивают учителю доступ к тестовым процедурам, назначение которых заключается в диагностике динамики усвоения, а не ретроспективном контроле, который проводится в конце прорабатываемой темы или части проделанной работы. К числу не менее важных преимуществ такой диагностики относится и более высокая степень индивидуализации подхода, который в отличие от начальной школы далеко не всегда характерен для старшей степени обучения.
Рекомендация, которую призвана дать машина пользователю относительно того, какие задачи ему необходимо последовательно выполнить, зависит от конкретных ответов или вариантов ответов, полученных ею. Для обеспечения таких функций нужны серии весьма сложных программ.
Нельзя сказать, что программ упомянутого типа не существует. Большая часть программ, которые могут выступать в качестве средства управления процессами усвоение, представляют собой некоторые структурные конструкции, свободных от конкретного содержания. Для того чтобы использовать такие программные пакеты в заданной ситуации, их необходимо дополнить деталями определенного предметного содержания. Это означает, что ни при каких обстоятельствах эти программы не может редактировать один учитель и только для своих собственных нужд: они требуют объединенных усилий и существенной помощи со стороны.
В своем крайнем проявлении обучение с помощью компьютера становится обучением, управляемым компьютером. В последнем случае фигура учителя может восприниматься как нечто избыточное. На самом деле все обстоит наоборот: учитель получает гораздо большую свободу для собственно учебного процесса, не отвлекаясь на организационные задачи.
Применение контрольно- диагностических пакетов программ имеет массу косвенных положительных эффектов, совершенно не связанных с самой оценкой. Количество баллов, полученных за ответ, может указывать на эту серию задач, которые необходимо выполнить на следующей ступени,- информация, важна не только для того, кто работает, но для тех, кто наблюдал за работой. Учитель обеспечивается не только кратким перечнем деталей будущей работы, но также информацией относительно сделанного на предыдущем этапе. Это позволяет педагогу относительно быстро подобрать соответствующие материалы и позаботиться об инструментарии для следующего занятия. Таким образом, то что по основанию считается средством оценки, может существенно обогатить источники повышения эффективности процесса.
Это интересно
Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами: - валидность (адекватность, обоснованность); - определенность (общепонятность); - надежность; - практичность; - простота в использовании; - прогностическая ценность. Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и на сколько хорошо он это де ...
Организация практической деятельности по
формированию навыков кистевой росписи на занятиях кружка "Городецкие узоры"
Разработка программы кружка "Городецкие узоры" Любовь к искусству - вечное горенье, Художнику как сладостное бремя, Творенье рук – источник наслажденья, Излечит душу и заполнит время… Пояснительная записка. Городецкая живопись, больше известная как Городецкая роспись, родина которой Средн ...
Особенности исследовательской деятельности школьников 5 класса
Возраст человека представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. Ученики 5–6 классов – это дети 11-12 лет. Это период когда заканчивается младший школьный возраст и наступает подростковый. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит у ...