Педагогическое наблюдение
В ходе исследования было проведено педагогическое наблюдение, состоящее из анализа физкультурных мероприятий. Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения опыта совместной работы воспитателя и руководителя физического воспитания и средств, применяемых на занятиях по физкультуре, по ознакомлению с окружающим миром, на спортивных досугах, имеющим целью формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, а также выявления возникающих затруднений. С этой целью была разработана определенная схема наблюдений, в которую включались следующие пункты:
- Цели и обоснованность использования руководителем физического воспитания знаний детей о здоровом образе жизни на физкультурном занятии;
- Эмоциональная реакция детей на занятиях по физическому воспитанию и спортивных досугах, где они могут в достаточной мере проявить свои валеологические знания;
- Сознательное отношение детей к состоянию своего организма в определенные отрезки времени физкультурного занятия, умение объяснить причину своего состояния;
- Умение анализировать и прогнозировать состояние своего организма до и после физкультурного занятия вследствие тех или иных действий самого ребенка или окружающих;
- Возможность сделать прогноз на дальнейшую жизнь и желание самому участвовать в улучшении качества своей жизни.
Анализ педагогической деятельности
В ходе проведения эксперимента была оценена эффективность физкультурного занятия, в котором были активизированы знания детей о функционировании своего организма, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим:
- определена моторная плотность занятия путем хронометрирования;
- определена физическая нагрузка путем построения физиологической (пульсовой) кривой.
Целью анализа данного физкультурного занятия было определить обоснованность активизации валеологических знаний детей на занятии с сохранением оптимальной моторной плотности и физической нагрузки.
В ходе исследования была разработана специальная форма совместной работы воспитателя и руководителя физического воспитания, которая может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- для эффективного воспитания валеологически культурных дошкольников;
- для совершенствования комплексного подхода в решении задач физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Анализ педагогической деятельности воспитателя и руководителя физического воспитания вскрыл ряд проблем и показал, что только комплексный подход к решению задач формирования у старших дошкольников здорового образа жизни дает возможность в достаточной мере сформировать знания детей по данному вопросу.
Анализ продуктов детской деятельности
По окончании эксперимента нами были проанализированы продукты детской деятельности: рисунки, рассказы детей по рисункам и на заданную тему; мнемотаблицы, составленные самостоятельно детьми; участие детей в сюжетно-ролевой игре на тему «Доктор», «Детский сад», «Семья»; книжки-малышки на валеологическую тему, сделанные детьми совместно с родителями. В сочетании с педагогическим наблюдением за поведением ребенка это дало возможность сделать выводы о валеологической компетентности дошкольника.
Диагностическое обследование (тестирование)
До и после эксперимента в экспериментальной группе для подтверждения того, что совместная деятельность воспитателя и руководителя физического воспитания по валеологическому образованию старших дошкольников проходит без ущерба для формирования у них двигательных умений и развития физических качеств было проведено тестирование: контрольно-педагогическое исследование показателей физической подготовленности дошкольников (определение уровня развития физических качеств и двигательных навыков).
Тесты, которые выбрал руководитель физического воспитания, состояли из контрольных заданий:
Челночный бег. Испытуемый пробегает дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Секундомер включается при касании первого кубика по команде: «Марш!». Останавливают секундомер в момент касания третьим кубиком пола. Тест выполняется дважды.
Прыжок в длину с места. Прыжок выполняется на жестком мате. Ребенок встает у линии старта, касаясь ее носками, приседая, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги. Результат оценивается в сантиметрах, измеряется расстояние от линии старта до места приземления - до пяток прыгуна. Учитывается лучшая попытка из двух.
Это интересно
Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у
младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...
Периодизация возрастного развития ребенка. Краткая характеристика основных
показателей возраста
Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития ребёнка. Периодизация, разработанная Д. Б. Элькониным. Понятия основных показателей возрастного развития: ведущий тип деятельности, психические и личностные новообразования, кризис, система значимых отношений. Краткая характеристика ...
Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении школьников
Большой интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски. Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска ...