Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.
Одной из фундаментальных частных задач «Первоочередных направлений здравостроения», разработанной ВОЗ, является обучение здоровью. В этом нормативном документе в первую очередь рекомендуется учитывать сложность воздействия на поведение человека и грамотно выбирать методы воздействия с учетом опыта, накопленного на всех ступенях обучения здоровью.
Последовательное, неспешное включение разных элементов здорового образа жизни в повседневность, увеличение их числа и интенсивности, отбор из их множества таких, которые были бы адекватны данному возрастному этапу и возможностям детей, сделают специальные занятия по валеологии интересными и значимыми для детей. Они позволят снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни, предельно развив те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах. Здоровый образ жизни станет спутником ребенка в дальнейшей школьной и взрослой жизни.
В настоящее время в дошкольных учреждениях нашего города действуют следующие общеобразовательные программы: «Детство», «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие». В той или иной степени в этих программах отражена задача формирования у дошкольников здорового образа жизни.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» создана на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», разработанной НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В ней наиболее полно представлен раздел «Физическое воспитание и обучение» по четырем возрастным группам от рождения до 7 лет. Программа ориентирует на создание в детском дошкольном учреждении обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относится к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Программа «Детство» разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Авторы программы предлагают реализовать задачи физического воспитания и обучения дошкольников путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности. Это ни в коем случае не отрицает значения физкультурных занятий с детьми, но не делает их ведущей формой воспитательной и образовательной работы. В программе «Детство» наиболее полно по сравнению с другими программами представлены знания о составляющих здорового образа жизни, о строении человека, работе систем его организма, о путях улучшения собственного здоровья и другие составляющие валеологического образования дошкольников. Этот раздел отражен в разных возрастных группах по мере усложнения. Знания в этом направлении предполагается получать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, которые проводит воспитатель.
Программа «Истоки» разработана Центром «Дошкольное детство» А.В. Запорожца. Программа «Развитие» разработана творческим коллективом под руководством профессора Л.А. Венгера. В этих программах не нашли отражения задачи формирования у детей дошкольного возраста валеологических знаний, но присутствуют задачи по организации двигательного режима и оптимизации двигательной активности.
В отличие от этих программ, парциальная программа «Здоровье», созданная под руководством В.Г. Алямовской, содержит отдельный раздел по воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Подразумевается, что эта работа будет осуществляться совместно медико-педагогическим коллективом дошкольного учреждения: воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами-специалистами. Ряд занятий серии «Забочусь о своем здоровье» должны проводиться медицинскими сестрами и массажистами. Целью своей авторы программы считают воспитать у детей привычку, а затем потребность к занятиям физическими упражнениями и к ведению здорового образа жизни.
Это интересно
Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном
процессе
Образовательная область «Искусство» с первых лет становления общеобразовательной школы занимала достойное место в ряду других образовательных областей. «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Пение и ритмика должны ...
Анализ деятельности педагогических советов за год
С целью разработки алгоритма подготовки и проведения педсоветов; составления рекомендаций для управленцев дошкольных учреждений по подготовке и проведению педсоветов, был проведен анализ деятельности педагогических советов в дошкольных учреждениях за год. Для достижения поставленной цели определены ...
Структурированные тесты как средство контроля знаний
С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто ...