Устремление к жизни, к благополучию, выражающее коренные, глубинные потребности всего биологического мира как основу его развития, в сознании человека восходящее к сокровенным мечтам о счастье, радости и благополучии, выступает как одна из движущих сил в истории. Человек, его жизнь, причем не всякая, а жизнь, наполненная счастьем, радостью и благополучием, является главной ценностью культуры.
Во все времена, у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами, как главное условие свободной деятельности человека, его совершенствования. Письменные памятники Древнего Востока – древнеегипетские папирусы, законы Хаммурапи, Ману, медицинские трактаты Древней Индии (например, «Аюрведа – Знание жизни»), священная книга зороастризма «Авеста» и многие другие источники, содержат сведения об анатомии и физиологии человека, различных лечебных приемах и целебных свойствах народной медицины, гигиенических правилах, предупреждающих болезни, говорят о понимании древними взаимосвязи медицины и образа жизни. Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний Гиппократ. В сочинении «О воздухе, водах и местностях» он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов. Именно конкретная окружающая обстановка, труд, быт, индивидуальные наклонности личности определяют заболевание.
Здоровье проявляется в способности: противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу.
Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья – кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности. Сегодня наблюдается опасное снижение резервов репродуктивного здоровья населения России, ухудшение всех звеньев репродуктивного цикла – оплодотворение, беременность, формирование полноценной семьи, физическое и психическое развитие ребенка, качество здоровья детей. «Взрослая» медицина получает в свое распоряжение контингенты со сниженной жизнеспособностью. По оценкам отечественных специалистов, неприкосновенный запас резерва репродуктивной прочности популяции сократился на 25% , тогда как 30% -ные потери гарантируют необратимое разрушение базовых механизмов эволюции человека.
Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, «информационном буме». Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и, по оценкам специалистов, приводит к тому, что около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.
В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе «этического отношения к здоровью», основные «факторы риска» имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его стиль жизни.
В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая общественность, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска. Педагогическая валеология (Л.Г. Татарников, В.В. Колбанов и др.), унаследовав мощные традиции «лечебной педагогики» (П. Кащенко), «гигиенического воспитания» (И.Д. Зверев, Д.В. Колесов и др.), поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска. В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни занимает одно из приоритетных мест.
Как реакция на обострение проблемы здоровья и ответ на запрос общества в мировой культуре и в нашей стране возникла экзистенциальная конструкция – валеологиот лат.valeo – быть здоровым). Это наука о том, как стать и быть здоровым, наука о законах формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека.
По мнению И.И. Брехмана(1987), валеология – это медицина здоровья, которая пришла в помощь традиционной «медицине болезней», занимающейся изучением и лечением болезней.
А.В. Чоговадзе (2005) утверждает, что формирование в последние десятилетия науки о здоровье – валеологии оказалось событием, которое по своему значению вышло далеко за пределы теоретического знания и взволновало все общество. Это и неудивительно – ведь на протяжении не сотен, а тысяч лет человечество могло только мечтать о здоровой и долгой жизни, имея в своем распоряжении лишь разрозненные, чаще всего запретительного характера, рекомендации. В свете данных современных исследований значительная часть таких рекомендаций оказалась сомнительной, а само здоровье, которое, казалось бы, благодаря успехам медицины должно было стать всеобщим достоянием, остается недостижимым даже для населения развитых стран. В самом деле, увеличение продолжительности жизни во второй половине ХХ в. явилось результатом лишь снижения детской смертности. Медицина, вооруженная достижениями физико-химических и технических наук, резко повысила возможности лечения заболеваний. Однако эти достижения оказались неспособными обеспечить прочный заслон эпидемиям неинфекционных заболеваний сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, а также уже почти побежденных инфекционных, вирусных и паразитарных болезней, которые с возросшей активностью собирают свою жатву среди населения и развивающихся, и развитых стран.
Лучшие умы человечества всегда понимали зависимость здоровья от образа жизни, культуры и поведения человека. Виднейший немецкий философ, друг И.В. Гете и Ф. Шиллера, Вильгельм Гумбольт, живший в Х1Х в., утверждал, что со временем болезни будут расцениваться как признак бескультурья, отсталости и поэтому болеть будет считаться позорным. Необходимо побуждать людей к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать валеокультуру среди всех слоев населения, культивировать своего рода «моду» на здоровье, другими словами, назрела острая необходимость в создании национальной программы, которая планируется и обеспечивается государством. Валеология являет собой социокультурный феномен, ибо она вскрыла причины нездоровья нации и показывает пути выхода из критической ситуации, сложившейся в нашей стране в настоящее время. Она характеризуется качественно новой практикой, суть которой состоит прежде всего не в лечении как таковом, а в обучении человека быть здоровым, что включает повышение уровня грамотности в вопросах физиологии, биологии и др.наук о человеке, в том числе и в области медицинского знания, в формировании современного мировоззрения, принципов здорового образа жизни и активной смысложизненной позиции на основе нового научно-философского знания.
В настоящее время проблемы здоровья выдвинуты в число приоритетных задач общественного и социального развития, так как состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста вызывает обоснованные опасения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в здоровье. Фундамент же здоровья школьника закладывается в дошкольном возрасте. Помощь медицинским работникам в сохранении и укреплении здоровья детей должны оказывать педагоги путем формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Необходимость формирования здорового образа жизни и воспитания потребности в нем у детей с дошкольного возраста становится одной из приоритетных задач современности. По нашему мнению эта задача может быть решена лишь в комплексном подходе педагогов к организации воспитания и обучения дошкольников. Наличие единой методики по организации взаимодействия воспитателя и руководителя физического воспитания по формированию здорового образа жизни даст возможность плодотворнее работать и воспитателю, и руководителю физического воспитания по этому направлению. Именно это определило актуальность данного исследования.
Гипотеза исследования. Предполагается, что совместная деятельность воспитателя и руководителя физического воспитания по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня знаний у детей по данному вопросу, воспитанию потребности в здоровом образе жизни, а также окажет положительное влияние на физическую подготовку дошкольников.
Объект исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – совместная деятельность воспитателя и руководителя физического воспитания по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
Цель исследования – определить возможность и целесообразность включения валеологических знаний в процесс физического воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
Дать характеристику здорового образа жизни – основы сохранения здоровья дошкольников.
Исследовать состояние образовательно-воспитательной и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни.
Определить эффективность совместной работы воспитателя и руководителя физического воспитания при формировании у старших дошкольников здорового образа жизни.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в определении возможности повышения эффективности формирования знаний старших дошкольников о здоровом образе жизни при условии совместной деятельности воспитателя и руководителя физического воспитания.
Практическая значимость работы состоит в совершенствовании физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова, 2000).
Это интересно
Электронные издания
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, у ...
Внутрисемейные отношения
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной вы ...
Психолого-педагогическое
сопровождение в условиях специальных коррекционных учреждений
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, а именно "комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, во ...