Для решения поставленных задач были использованы методы ретроспективной информации: анализ научно-педагогической и методической литературы и документальных материалов; методы получения текущей информации: опрос (беседа) детей, воспитателей и руководителей физического воспитания, опрос (анкетирование) родителей, анализ совместной работы воспитателя и руководителя физической культуры, педагогическое наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностическое обследования (тестирование занимающихся экспериментальной групп для определения физической подготовленности), методы статистической обработки результатов и педагогический эксперимент.
Анализ и обобщение научно-педагогической и методической литературы
Было проанализировано множество источников из области дошкольной педагогики и психологии, валеологии, теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста. В литературных источниках раскрывались причины возникновения проблем здоровья современного общества, выяснялись пути формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни. Девизом большинства авторов является стремление воспитать здоровое поколение, сознательно относящееся к своему здоровью. В одних трудах предлагались программы и методики, отражающие лишь воспитательно-образовательные задачи формирования у детей здорового образа жизни, в других источниках затрагивались вопросы физкультурно-оздоровительной направленности, которые предусматривали оздоровление детей дошкольного возраста без их активного и сознательного участия.
Анализ документальных материалов
С целью определения актуальности темы были проанализированы общеобразовательные программы («Радуга», «Здоровье», « Здоровый ребенок», «Истоки», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Развитие»), авторская общеобразовательная программа ГДОУ №41 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Расти здоровым» и программа ГДОУ №34 Пушкинского и ГДОУ №139 Выборгского районов Санкт-Петербурга «Эколого-валеологическое сопровождение образования дошкольников».
Опрос
В исследовании использовался опрос в форме:
- беседы с руководителя физического воспитания для выявления отношения педагогов к содержанию существующих программ по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни;
- беседы с воспитателями на предмет определения эффективности применения методики их взаимодействия с руководителем физического воспитания;
- беседы с воспитанниками с целью выявления знаний о составляющих здорового образа жизни, их отношении к занятиям физической культурой до и после эксперимента;
- анкетирование родителей для выяснения их отношения к проблемам здоровья своего и своих детей, изменения его в ходе эксперимента.
В беседе принимали участие более 20 руководителей физического воспитания НМО Фрунзенского района. Вопросы к беседе были составлены с целью определения уровня знаний руководителей физического воспитания о путях формирования здорового образа жизни и возможности применения валеологических знаний детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения.
С воспитателями старших возрастных групп ГДОУ №96 Фрунзенского района была проведена беседа на предмет выявления их мнение об эффективности применения методики совместной работы воспитателей и руководителя физического воспитания по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни. А также воспитателям была предложена анкета, при помощи которой они смогли бы проанализировать свой образ жизни.
Беседы с воспитанниками старших возрастных групп проводились с целью определения уровня знаний детей о здоровье и способах сохранения его. На основании этих бесед были выявлены:
- знания старших дошкольников о составляющих здоровья и здорового образа жизни;
- оценка самими детьми значения сохранения здоровья своего и окружающих;
- необходимость применения валеологических знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Опрос родителей воспитанников ГДОУ №96 проводился в форме анкетирования. В ходе эксперимента были выявлены изменения в отношении родителей к проблемам здоровья. Они проявили интерес к возможностям коррекции собственного здоровья и здоровья своих детей путем ведения здорового образа жизни, что ведет к повышению эффективности оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
Это интересно
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе
логопедической группы
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение ло ...
Основные понятия и виды педагогической деятельности
Обратимся к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность». Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. И.П. П ...
Взаимодействие ДОУ с семьей
Дошкольный возраст - уникальный период развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, себе самом, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, по ...