Изучение связной речи у дошкольников с нарушенным слухом рассматривается в исследованиях Р.М. Боскис, А. Г. Зикеева и К.В. Коровина, в которых представлено широкое понимание этого термина. С опорой на положение, что связная речь по своему характеру и выполняемой функции может относиться к любому из стилей речи, А.Г. Зикеев рассматривает связную речь в системе обучения слабослышащих в широком плане. В исследованиях вышеуказанных авторов подчеркивается, что обучение связной речи должно быть направленно на развитие умений правильно строить собственное высказывание.
С целью исследования изучения развития связной речи слабослышащих дошкольников на занятиях по развитию речи нами было решено несколько взаимосвязанных задач:
Были подобраны методики экспериментального исследования особенностей связной речи дошкольников с нарушением слуха. Для определения уровня развития и качества связной речи и умения последовательно логически мыслить использовалась методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весна». Для определения уровня развития связной речи применялась методика «Пересказ сказки «Репка».
В нашем исследовании принимало участие 8 человек посещающих детский сад №97, в котором существует группа для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих дошкольников.
Анализируя полученные результаты пришли к выводам о том, что построение предложений и связного текста детей соотносится с низким уровнем сформированности. При составлении рассказа по серии сюжетных картин количественные показатели успешности выполнения задания составляют 12,5%. У слабослышащих детей экспериментальной группы недостаточно формируются умения самостоятельного пересказа по изученному тексту. Количественное своеобразие усвоения компонентов предложений проявляется в том, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин не справились с заданием 25% детей. При пересказе сказки «Репка» в группе не справились с заданием 37,5% слабослышащих дошкольников.
Общим при выполнении заданий для дошкольников явилось:
- перечисление действующих лиц или действий с грубыми грамматическими ошибками,
-однословные ответы на вопросы,
-устно-дактильный рассказ из односоставных или двусоставных нераспространенных предложений с большим количеством ошибок семантического, синтаксического и грамматическою планов.
Большинство слабослышащих дошкольников смогли составить только устно-дактильный рассказ с сопутствующими жестами. Устного или устно-дактильного рассказа из простых распространенных предложений не построил никто. Успешность выполнения заданий по изучению связной речи у детей низкая. При выполнении этих заданий большинство слабослышащих дошкольников составляли рассказы на основе устной и устно-дактильной форм речи.
На уровне текста событийная последовательность в речи детей изложена верно. Наблюдаются нарушения в виде:
- отсутствия предикатов;
- нарушений связей как внутри предложений, так и между предложениями;
- однообразные грамматические конструкции;
- пропуски предлогов;
- употребление глаголов и существительных в начальной форме или в единственном числе;
Это интересно
Выбор обучающей программы
Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы: как эффективно использовать компьютер; какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП); как не утонуть в море обучающих программ; как найти и выбрать нужную об ...
Общая характеристика дошкольного возраста
Обычно выделяют младший (3 – 4 года), средний (4 – 5 лет) и старший (5 – 7 лет) дошкольный возраст. В период младшего дошкольного возраста происходит активный рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и ...
Особенности проявления тревожности в младшем
школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные взгляды на проблему тревожности. Далее мы рассмотрим особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко в ...