Таблица.5.
Игры, игровые ситуации |
Занятия и их содержание |
Продуктивная деятельность |
«Цепочка слов» |
Урок - диалог «А если…» |
Монотипия «Моя любимая сказка». |
«Самые, самые главные» (приложение) |
«Моя мечта» |
Рисование на тему «Если бы я был волшебником» |
«Продолжи сказку» |
«Путешествие по волшебной дорожке» |
Аппликация «Мое настроение» |
«Книжка рассыпалась» |
Моделирование фигурок из ниток. |
Рисование на тему «Самый интересный случай из моей жизни» |
«У природы нет плохой погоды» |
Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Сочиняем»: самостоятельное придумывание фантастических историй, рассказов из личного опыта, включающих разные средства выразительности, с опорой на модель.
Таблица.6
Игры, игровые ситуации |
Занятия |
Алгоритмы действий |
«Бесконечные предложения» |
«День рождения» (с использованием предметных моделей) |
Определение последовательности в рассказе |
«Стоп - кадр» |
«Золушка» (с использованием предметно-схематических моделей) |
-Составление плана рассказа |
«Запишем сказку» |
«Чудесные превращения в лесу» (с использованием схематических моделей) |
Использование моделей в рассказывании |
«Волшебный лес» |
Будем сказки сочинять» | |
«Говорящие рисунки» |
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу по развитию связной речи мы начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря. В процессе работы над словом дети учатся ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета», учатся графически правильно изображать предметы.
На первом этапе дети упражняются в умении подбирать слова, раскрывают «душу» и даже настроение слов, текстов, объясняют связь между предметной картинки с элементами модели. Для этого используют «зашифрованные письма» (пиктограммы), «письма в картинках», слова-магниты. Одновременно дети учатся использовать в играх средства выразительности. Именно в психологической атмосфере, обеспечиваемой игровыми упражнениями с постепенным усложнением (разными вариантами) и должно идти все обучение. Тогда оно становится радостным процессом приобретения коммуникативных способностей в речевой деятельности. Ребенок тянется к игре, живет игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и незаметно для себя еще и пользу от игровых действий. Тогда обучение - это праздник рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, фантазировать, чувствовать и ощущать. Для сброса эмоционального напряжения использовали аутотренинга, этюды, рефлексия, расслабляющие упражнения. Необходимо обращать внимание детей на то, что одни и те же вещи могут быть и приятными и неприятными: голос, если грубый; взгляд, если злой; слова, если неприветливые, недобрые (сказка Г.Андерсена «Гадкий утенок»). Для снятия отрицательных эмоций используются упражнения в виде выкрикивания текста. Например, прием «Я - страшный Бармалей».
Это интересно
Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей
подросткового возраста
В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте, а также типологию агрессивного поведения современных подростков. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 к ...
Основные проблемы и недостатки применения
мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...
Техника безопасности при работе в кабинете информатики
В настоящее время идея компьютерной грамотности претворяется в жизнь. В школах введено изучение основ информатики и вычислительной техники с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, дающих понимание возможностей компьютера и практического использования его при решении разнообразных з ...