Таблица.5.
Игры, игровые ситуации |
Занятия и их содержание |
Продуктивная деятельность |
«Цепочка слов» |
Урок - диалог «А если…» |
Монотипия «Моя любимая сказка». |
«Самые, самые главные» (приложение) |
«Моя мечта» |
Рисование на тему «Если бы я был волшебником» |
«Продолжи сказку» |
«Путешествие по волшебной дорожке» |
Аппликация «Мое настроение» |
«Книжка рассыпалась» |
Моделирование фигурок из ниток. |
Рисование на тему «Самый интересный случай из моей жизни» |
«У природы нет плохой погоды» |
Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Сочиняем»: самостоятельное придумывание фантастических историй, рассказов из личного опыта, включающих разные средства выразительности, с опорой на модель.
Таблица.6
Игры, игровые ситуации |
Занятия |
Алгоритмы действий |
«Бесконечные предложения» |
«День рождения» (с использованием предметных моделей) |
Определение последовательности в рассказе |
«Стоп - кадр» |
«Золушка» (с использованием предметно-схематических моделей) |
-Составление плана рассказа |
«Запишем сказку» |
«Чудесные превращения в лесу» (с использованием схематических моделей) |
Использование моделей в рассказывании |
«Волшебный лес» |
Будем сказки сочинять» | |
«Говорящие рисунки» |
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу по развитию связной речи мы начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря. В процессе работы над словом дети учатся ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета», учатся графически правильно изображать предметы.
На первом этапе дети упражняются в умении подбирать слова, раскрывают «душу» и даже настроение слов, текстов, объясняют связь между предметной картинки с элементами модели. Для этого используют «зашифрованные письма» (пиктограммы), «письма в картинках», слова-магниты. Одновременно дети учатся использовать в играх средства выразительности. Именно в психологической атмосфере, обеспечиваемой игровыми упражнениями с постепенным усложнением (разными вариантами) и должно идти все обучение. Тогда оно становится радостным процессом приобретения коммуникативных способностей в речевой деятельности. Ребенок тянется к игре, живет игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и незаметно для себя еще и пользу от игровых действий. Тогда обучение - это праздник рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, фантазировать, чувствовать и ощущать. Для сброса эмоционального напряжения использовали аутотренинга, этюды, рефлексия, расслабляющие упражнения. Необходимо обращать внимание детей на то, что одни и те же вещи могут быть и приятными и неприятными: голос, если грубый; взгляд, если злой; слова, если неприветливые, недобрые (сказка Г.Андерсена «Гадкий утенок»). Для снятия отрицательных эмоций используются упражнения в виде выкрикивания текста. Например, прием «Я - страшный Бармалей».
Это интересно
Направления и условия эффективного развития познавательной активности у
обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...
Старший школьный возраст
Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы. Раннюю юность – считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Учебная деятел ...
Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
Г. Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания. Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что "сперва из моря ...