Задачи перехода к гибкому и непрерывному процессу обучения и построения единой образовательной среды в регионе, продиктованные темпами развития экономики, науки и модернизацией образования, требуют поиска новых подходов к организации учебного процесса в сельской школе, обоснования оптимальной телекоммуникационной инфраструктуры и системы образования нового типа, основанных на применении информационных технологий.
Весьма важным событием в области информатизации российского общества является реализация федеральных целевых программ "Электронная Россия", "Компьютеризация сельских школ", "Компьютеризация городских и поселковых школ" и "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)".
Так, на основании поручений Президента был разработан проект "Компьютеризация сельских школ - 2001" и утверждена ФЦП РЕОИС, в рамках которой в 2002 году осуществлялся проект "Компьютеризация городских и поселковых школ". Реализация этих проектов осуществлялась Министерством образования Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации. "Компьютеризация сельских школ - 2001" прежде всего - социальный проект, где основной заказчик - это школы, основные пользователи - это дети, основная оценка продукции - это оценка учителей, родителей и детей. Компьютеры ждали в каждом российском селе, и оценку такой совместной деятельности, без всякого преувеличения, давал народ России. Оценивалась способность всего нашего общества и государства, в частности, к концентрированным и социально-ориентированным усилиям.
Компьютеризация сельских школ осуществлялась по принципу "в каждую школу по компьютеру". В результате 92% сельских школ (всего их 31 тысяча) получили компьютеры и 97% - программные продукты. Однако процесс информатизации сельских школ, несмотря на положительную в целом динамику его развития, сдерживается следующими неблагоприятными факторами:
недостаточным уровнем оснащенности большинства сельских школ компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой
далеко не полным соответствием предоставленных сельским школам электронных учебных изданий и начатых с конца 2003 года трансляций учебных материалов по спутниковому образовательному каналу требованиям образовательных стандартов и учебных программ; их содержание и методики использования в учебном процессе сельских школ пока не обеспечивают существенного повышения качества обучения их учеников;
отмечаются многочисленные факты неэффективного использования полученных сельскими школами технических и программных средств информатизации как в основном учебном процессе, так и в дополнительных, в том числе самостоятельных, занятиях школьников;
распределение дефицитных и дорогостоящих компьютерных ресурсов между отдельными учебными предметами и видами учебных занятий не всегда отвечает объективным показателям их эффективного использования и зачастую определяются случайными или субъективными факторами;
по-прежнему острейшей остается кадровая проблема информатизации сельских школ, связанная как с уровнем подготовки местных педагогических кадров, так и с низким уровнем оплаты их труда.
К настоящему времени в области информатизации сельской школы выполнен начальный, инициирующий этап работы, требующий дополнительных финансовых ресурсов и усилий для достижения необходимого уровня образования в сельской местности страны, существенного повышения его качества, доступности и эффективности.
Это интересно
Теоретические основы
лексических навыков устной речи и чтения
В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Иноязычная лексика является объектом рассмотрения во многих психологических, методических разработках отечественных и зарубежных исследователей. Психологические аспекты обучения лексике рассм ...
Слух
Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика. Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда вхо ...
Диагностическое исследование особенностей медиапользования детей младшего
школьного возраста
Для диагностики и выявления наиболее распространенных способов проведения свободного времени, степени медиаобеспеченности детей и их медиапредпочтениях методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось среди младших школьников в возрасте от 8 до 10 лет. Исследование проводилось в ...