Средства информатизации по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание образования, организационные формы и др.) и позволяют ставить и решать более сложные и актуальные задачи дидактики. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать на лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях, лабораторных работах, при дистанционном обучении и др.
Информатизация сельской школы как самостоятельный процесс, а также как часть процесса информатизации всей системы образования, связана с модернизацией образования в России. Стратегические образовательные цели информатизации сельской школы можно вычленить из Федеральной программы развития образования, введенной в действие Федеральным законом, подписанным Президентом России В.В. Путиным, а также из "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования". Это гарантирует равенство возможностей получения качественного образования и его использования на всех этапах жизненного пути человека, независимо от социального положения и места жительства.
В процессе информатизации сельской школы можно выделить следующие направления:
1. Создание системы технического и программного обеспечения сельской школы, основной целью которой является решение проблемы оснащения школ техническими средствами информатизации и телекоммуникациями.
2. Создание системы учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основной целью которой является решение общекультурных, психолого-педагогических, дидактических, организационно - управленческих проблем информатизации образовательного процесса.
Рассматривая учебно-методические проблемы процесса информатизации сельской школы, следует иметь в виду как общие закономерности информатизации образования, так и специфические, характерные для сельской школы.
Для этого необходимо выделить некоторые особенности образовательной ситуации сельской школы:
сельская школа сегодня является социально-культурным центром села;
процесс обучения в сельской школе осуществляется в условиях закрытой учебной архитектуры, которая создавалась с целью обеспечения массового образования при ограниченном доступе к информации;
контингент обучаемых в сельской школе, особенно в условиях малокомплектной школы, характеризуется разнородным составом учащихся в рамках одного класса (возраст, уровень обученности, обучаемость, наличие проблем в развитии, одаренность и пр.);
сельская школа предъявляет учителю иные требования профессионального характера, заключающиеся в готовности осуществлять учебный процесс по нескольким школьным дисциплинам, часто не принадлежащим к одной и той же образовательной области.
Ориентируясь на общие педагогические закономерности информатизации, а также на названные особенности сельской школы, реализация системы учебно-методического обеспечения образовательного процесса должна обеспечивать достижение следующих целей:
сохранение и развитие единого образовательного пространства Российской Федерации вне зависимости от степени удаленности региона от центра;
выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней, включая возможности выбора образовательных учреждений;
сохранение, поддержание и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности;
разработка, реализация и развитие информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
повышение квалификации учителей и административных работников сельской школы, как в области профессиональной деятельности, так и в области новых информационных и образовательных технологий;
сохранение и развитие регионального аспекта профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в сельской школе.
Успех информатизации сельской школы во многом определяется кадровой переподготовкой педагогического состава. Современный учитель сегодня должен не только владеть современными компьютерными технологиями, но и уметь творчески использовать эти технологии, прежде всего, Интернет-технологии в своей педагогической практике. От того, насколько успешно решается эта задача, зависит и судьба многих проектов, связанных с разработкой образовательных порталов, их внедрением в учебный школьный процесс.
Это интересно
Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в
процессе выполнения творческих заданий
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выпол ...
Формы и методы контроля качества образования
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения Назначение предварительного контроля состо ...
Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с
нарушением интеллекта
Комплексный анализ речевых нарушений позволяет не только выявить уровень сформированности семантического поля у детей с нарушением интеллекта, но и выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий и преодоления недостатков речевого запаса, позволяет обосновать соде ...