Определим основные направления работы психолого–педагогической службы:
- разработка и внедрение системы работы по профдиагностике и профподбору абитуриентов на различные факультеты;
- оптимизация процесса адаптации студентов, внедрение системы стабилизации студенческого коллектива;
- совершенствование психолого–педагогической подготовки будущего специалиста;
- разработка и внедрение системы мероприятий по психопрофилактике учебного труда студентов;
- изучения особенности адаптации специалистов стажеров, разработка практических рекомендаций по коррекции процесса их адаптации и т. п.
Исследование, проводимые на факультетах Пермского института в рамках психолого–педагогической службы, носят в большей мере прикладной характер и имеют целью психологическое обеспечение создаваемой целостной системы «школа – вуз – специалист». Ее реализация предполагает активное участие психолого–педагогической службы, наряду с другими подразделениями, кафедрами института, в решении проблем совершенствования трех взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов подготовки специалиста – довузовского, вузовского и послевузовского.
Деятельность психолого–педагогической службы в довузовский период посвящена подготовке абитуриента, будущего студента вуза. Задача эта, естественно, актуально для всего педагогического коллектива вуза. Вместе с тем можно вычленить ряд структурных компонентов сложившейся в вузе системы, непосредственно занимающейся решением вопросов профессиональной ориентации на различных ее этапах. Это факультет будущего специалиста, центр профессиональной ориентации, кафедры вуза. На этом этапе существенна роль психолого–педагогической службы при проведении профконсультаций, организации работы по профессиональному отбору и профподбору абитуриентов.
Среди задач, стоящих перед психолого–педагогической службой, в начальный период обучения студентов в вузе вызывает необходимость разработки комплекса мер по управлению адаптацией студентов к учебной деятельности, режиму вузовской жизни, быту в условиях обучения в вузе. Особую роль играет социально – психологическая адаптация, характерная для взаимодействия в системах «студент - студент» и «студент - преподаватель».
Внедрение системы управления процессом адаптации, основанной на результатах конкретных социально – психологических исследований, позволяет: а) сократить сроки адаптации, оптимизировать процесс «приспособления» к новым условиям жизнедеятельности в соответствии с индивидуально – личностными особенностями обучаемых; б) создать оптимальные условия для научной организации труда студентов, их профессионального самовоспитания; в) повысить эффективность учебной и общественно–политической деятельности; г) стимулировать развитие социальной активности студентов; д) стабилизировать студенческий коллектив.
Психолого–педагогическая служба, основываясь на информации о ходе адаптации студентов, разрабатывает комплекс мероприятий по научной организации труда студентов, совершенствованию приемов и способов, традиций, сложившихся в вузе, по обучению студентов основам культуры учебного труда.
Основные направления работы службы здесь следующие: а) оптимизация условий жизнедеятельности и обучения в вузе: удовлетворенность студентов различными сторонами обучения в вузе выступает как показатель адаптации и является базой для успешного формирования культуры учебного труда; б) выработка умений планирования, организации самостоятельной учебной деятельности, овладения приемами и методами самостоятельной познавательной деятельности; овладения приемами и методами самостоятельной познавательной деятельности; в) развитие умений научной организации умственного труда; г) регуляция и саморегуляция психического состояния обучаемого.
Культура учебного труда студентов служит одним из элементов цельной психогигиенической системы, разработка и внедрение которой является важным аспектом деятельности психолого–педагогической службы.
Психогигиена и психопрофилактика направлены на рекреацию и реабилитацию участников процесса обучения – студентов и преподавателей, залог оптимизации учебно–воспитательного процесса, повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста.
Важность работы в этом аспекте обусловливается не только тем, что психическое здоровье является одним из компонентов продуктивного труда, но и тем, что при недостаточном учете психогигиенических условий нарушается гармоничное развитие всех сторон личности, ее адаптация к социальной среде.
Это интересно
Практический опыт самоанализа педагогической деятельности преподавателя
технологии
Самоанализ урока технологии проведенного 21.11.2005. в 6 классе Тема: «Технология точения на токарном станке ТСД-120» Раздел – Машиноведение (2урок). Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла и древесины. Цель урока: «Создать условия для ознакомления учащихся с технологией т ...
Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников
На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по ...
Психофизиологическая структура процесса чтения
В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.A.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...