Школьную психологическую службу как интегральное образование рассматривают в трех аспектах:
1. научный аспект, как одно из направлений а именно ее теоретико–прикладное направление, изучающие закономерности психического развития и формирования личности с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы.
2. прикладной аспект, как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составления учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов.
3. практический аспект, как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в школе.
На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы – актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании учащихся, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого учащегося, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.
Главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности.
Задачами такой службы являются:
· Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
· Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, отношений, жизненных планов и т. д.
· Создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, для продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками;
· Оказание своевременной помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основные функции специалиста психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей, с точки зрения большинства специалистов, заключаются в следующем:
1. Психодиагностика - процесс измерения психических процессов, состояний и свойств личности. Выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
2. Обучение - формирование знаний, умений и навыков в области психологии.
3. Воспитание - формирование относительно устойчивых отношений человека к внешнему миру и самому себе.
4. Развитие - рост психических (нравственных, личностных) качеств человека.
5. Психопрофилактика - формирование знаний, умений, навыков и отношений, которые будут предохранять, предупреждать возникновение каких-либо отрицательных проявлений у человека
6. Психологическое консультирование - процесс формирования, исправления, вычеркивания знаний, умений, навыков, отношений.
7. Психологическая коррекция - исправление выявленных знаний, умений, навыков отношений (групповая, индивидуальная, семейная).
8. Исследовательская - психологические исследования по различным направлениям.
9. Психологическая реабилитация - восстановление прежней репутации, знаний, умений, навыков, уверенности в себе.
10. Сопровождение экспериментальной работы в школе.
11. Психологический анализ уроков.
12. Психолого-педагогические советы и семинары.
Психологическая служба школы имеет определенные черты сходства с психологической службой вузов, так как в процессе обучения в вузе происходит становление личности студента как специалиста.
Повышение эффективности и качества подготовки современного специалиста – проблема комплексная. Ее решение требует разработки и внедрения современных концепций, совершенствование технологии обучения. Это вызывает объективную необходимость комплексного изучения не только деятельности, но и факторов и условий, определяющих ее продуктивность и успешность. Существенным является также разноплановое изучение самого обучаемого в условиях коллектива, его индивидуально – психологических и личностных особенностей, а не только процесса и результата его деятельности.
Важную роль в этом плане призвано сыграть специально создаваемое подразделение – психологическая служба. Базируясь на специфике производства, психологическая служба решает задачи психологического обеспечения того «производства», структурным компонентом которого она является.
В процессе подготовки специалиста такая служба приобретает свои особенности и решает задачи, которые выходят за рамки чисто психологических, не ограничивается изучением «феномена», но предполагает активную разноплановую преобразующую деятельность. Исходя из этого, целесообразно, на наш взгляд, говорить о психолого–педагогической службе (ППС); основные цели и направления работы одной из них, созданной в Пермском педагогическом институте (14), и являются предметом нашего анализа. Основная цель службы – в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и высшей школы оказывать помощь педагогическому коллективу в совершенствовании управления процессом формирования личности специалиста и повышения качества его психологической подготовки. Достижения этой цели возможно путем изучения, разработки и внедрения системы психолого–педагогических мероприятий, методов и форм обучения и воспитания, направленных на оптимизацию учебно– воспитательного процесса в вузе, совершенствование профессиональной подготовки специалиста с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.
Это интересно
Методика создания учебной мультимедийной
презентации
В современном обществе использования компьютерных технологий на уроках начинается уже с начальной школы. Мультимедийные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оператив ...
Уровни восприятия произведений живописи детьми шестого года
жизни
1) Тебе нравится картина? Андрей Д. Да, мне нравится картина Лилия С. Да Ирина М. Мне нравится Кристина Г. Да, красивая картина 2) А что на ней изображено? Андрей Д. На картине нарисованы цветы Лилия С. Цветы, мальчик на лошади, барыня Ирина М. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки Кристина ...
Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе
Курс рассчитан на 16 часов. Занятия рекомендуется проводить в кабинете технологии обработки ткани по 2 часа, по аналогии с занятиями ОО «Технология». Содержание: Тема 1. Задачи курса «Пошив детской одежды». Лекция: Цели, задачи, содержание курса «Пошив детской одежды». Значение изготовления детской ...