В рамках современного положения системы образования в обществе, перед педагогическим коллективом встают качественно новые цели и задачи. От Министерства образования ждут решения многих социальных и нравственных проблем общества. Точнее, сегодня общество ждет создания оптимальной для развития учащегося и педагога образовательной среды и качественного образования, которое может удовлетворить требования современного общества.
В связи с этим, в последние годы педагогический коллектив системы образования встал перед проблемой выбора новой психолого-педагогической концепции. Актуальность поиска новых психологических направлений работы была вызвана изменениями в обществе, повлекшими за собой изменение самосознания контингента учащихся и их родителей, их социального статуса, материального уровня жизни семей, а, следом, повышенной тревожности и эмоциональной неустойчивости учащихся.Все ощутимее становится разрыв между образовательными стандартами и интеллектуальным уровнем развития. Возникает проблема посильности изучаемого материала, которая неминуемо привела к проблеме неуспеваемости.
Все более актуальными становятся вопросы о необходимости дифференциации обучения, о критериях выставления оценок.
Педагоги, как полноправные члены общества, также ощущали не комфортность сложившейся ситуации. Возникла необходимость реализации личностно-ориентированного подхода к работе с кадрами, с учетом их потенциальных возможностей, педагогических интересов, психологического состояния.
Таким образом, необходимо выбрать такую концепцию, которая вмещала в себя целенаправленную работу с учащимися, педагогами и родителями.
Поиск новой концепции в системе образования совпадает с интенсивным развитием психологии. Психологические исследования в системе образования ставят перед собой задачи, схожие по своему содержанию с проблемами актуальными для нашего образования.
Психолог Морозова Н. отметила проблему коренного изменения учебно–воспитательного процесса в учреждениях народного образования и выделила одно из условий изменения привычных стереотипов образовательного процесса – появления в учебных заведениях должности психолога, а в лучшем случае создание в них психологических служб различного профиля: медико – психологических, социально – психологических, коррекционно – реабилитационных и др.
Чтобы определить, какую целевую функцию выполняет психологическая служба в сети образовательных учреждений и системы органов управления, для анализа предлагается многоуровневая модель взаимодействия психологических образований различного профиля, которая может быть применена в различных микро- и макросоциальных блоках при условии адаптации к местным условиям работы.
Принципиальная структура схема предлагаемой модели предполагает три уровня организации, различающиеся прежде всего по целям, задачам и субъектам взаимодействия: макроуровень (управление), мезоуровень (наука + практика) и микроуровень (практика).
В первый – макроуровень входят лица, объединения, ассоциации специалистов, выполняющие задачи, имеющие глобальное значение для принятия решений в сфере народного образования. Цель подобной структурной единицы – принятие решений, формирование направлений развития, соответствующих тому социальному блоку, в рамках которого предполагается ее действие. Психологи структуры макроуровня разрабатывают заказы, программы, требования, отвечающие созданию новых направлений в работе, требующих научного обоснования или подтвержденных научным обоснованием и реализующихся в практике.
Второй – мезоуровень представляет собой образования специалистов, создающих и реализующих научно – практический потенциал, а также обеспечивающий кадрами и научно-методический продукцией развернутую сеть практических психологических служб. Одним из основных условий, позволяющим не только накапливать, но и успешно реализовать научно-практический опыт отечественной и зарубежной психологии, является информированность психологов, работающих на любом уровне, о видах, типах, условиях и возможностях всех имеющихся и проводимых исследований и разработок. Для этого необходим основной банк данных по исследовательским и практическим программам, методам, результатам, которые при необходимости мог бы получить работник психологической службы любого уровня.
Наконец, третий широко представленный в практике-микроуровень, крайне нуждающийся в поддержке, интенсивно развивающийся в настоящий момент. В его состав могут входить психологические службы различного профиля: школьных и дошкольных учреждений, вузы, психологические службы профориентации, медико-психологические, семейные и др. Основное их назначение – организация и проведение высокопрофессиональной практической деятельности с теми, кто непосредственно обратился за помощью, будь это один человек или целый коллектив (школа, детский сад, ПТУ, ВУЗ). Основные задачи, решаемые специалистами таких структурных единиц - диагностика, коррекция, консультирование. И вполне естественно, что для проведения необходимых высококвалифицированных работ и в нужных объемах необходима активная помощь специалистов мезоуровня.
Это интересно
Результаты опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию
творчества детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе д/с «Алпамыс» г.Караганды с сентября 2012г. по февраль 2013 года. В эксперименте учувствовало 49 детей: 25 детей старшей группы «Аққу» экспериментальная группа; 26 детей старшей группы «Қызғалдақ» - контрольная группа. Конст ...
Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая
проблема
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (Я.А. Коменский). «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский). В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема ...
Наглядность: понятие, суть, виды, требования
Понятие «наглядность» не имеет одиной, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы. Наглядность 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности пси ...