pedagogyreview
Разное по педагогике » Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии » Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя

Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя

Страница 5

Уровень владения общеучебными умениями, степень самостоятельности в обучении, уровень владения пропедевтическими и сопутствующими знаниями и умениями, степень развитости умственных качеств, темп учебной работы оценивается, как правило, двумя значениями: "низкий" и "достаточный". Применение методов социо-психологического мониторинга позволяет уточнить и конкретизировать возможные значений этих параметров (а также интересующих учителя специфических личностных качеств его учащихся).

По виду образовательной нацеленности можно выделить следующих учащихся:

1. Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является новое знание (познавательная нацеленность - интересно просто учиться).

2. Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является объем знаний по данному предмету (предметная нацеленность - интересен предмет).

3. Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является умение мыслить (интеллектуальная нацеленность – интересно решать сложные задачи).

4. Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является весомая отметка (реальная социальная нацеленность - подготовка к экзаменам, социальное самоутверждение).

5. Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является формальная высокая отметка (формальная социальная нацеленность - борьба за первенство в классе, формальное самоутверждение, желание понравиться, давление родителей).

6. Учащиеся, для которых наиболее ценным результатом обучения является формальная положительная отметка (коммуникативная нацеленность - отделаться тройкой за возможность находиться в данном коллективе, остаться вместе с тем, кто по той или иной причине нравится; страховочная нацеленность - застраховаться от гнева родителей в случае получения двойки или другого "наказания" учителя).

7. Учащиеся, у которых нет определенного отношения к учебе (инфантильность, нацеленность на время провождение, привычка постоянно находиться под управлением взрослых, проживание сегодняшним днем, отсутствие определенных жизненных деятельностных нацеленностей, преобладание потребительских нацеленностей).

8. Учащиеся, для которых обучение не представляет ценности (нулевая учебная нацеленность). В рамках проектной технологии анализ класса не может являться самоцелью, а призван помочь конкретизации педагогических целей и задач, решаемых учителем. Поэтому в реальной деятельности педагога отсутствует необходимость в использовании самой широкой возможной классификации его учащихся. Достаточно выделения одного, ведущего для данного учителя и согласованного с его целями, параметра, по которому в дальнейшем и распределяются учащиеся. Следует, отметить, что в этом случае желательно определение возможно большего количества допустимых для данного классификационного параметра значений. Главное же, чтобы педагог знал, для чего ему нужна проводимая классификация и что он будет, затем с ней делать, какие соответствующие ей изменений он намерен вносить в свою деятельность (обсуждение этого момента выходит за рамки собственно структурного анализа деятельности учителя).

3. Анализ предмета

Необходимость анализа преподаваемого предмета связана, во-первых, с необходимостью определения степени понимания учителем места и специфики данного предмета в системе образования в целом, и во-вторых, с тем, что каждый предмет имеет свое особое влияние на изучающих его учащихся (эта особенность связана не с тем, что разные предметы ориентированы на разные свойства и качества учащихся, а с тем, что они ориентированы на них в разной степени). При анализе преподаваемого предмета должны быть выделены:

1. Множество возможных смыслов изучения данного предмета.

2. Рамки знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

3. Срок, в течение которого в идеале учащиеся должны овладеть минимумом предполагаемых знаний и умений.

4. Основные принципы науки, являющейся основой преподаваемого предмета.

5. Структура предмета: основные понятия, логические связи, классы типичных модельных ситуаций, алгоритмы построения и анализа моделей, условия, необходимые для использования выделенных понятий, связей и моделей.

6. Психические и психологические черты, способствующие изучению предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно

Классификация чрезвычайных ситуаций и понятие ЧС локального характера
Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные кон ...

Техническая оснащенность ДОУ
В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать ...

Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа инте ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru